Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Завоевания за Иорданом 1406 до Рождества Христова

Территория, которую Израиль заселил в Трансиордании, состоит из трёх географических регионов:

а. Равнина (или Плоскогорье, евр. «Мишор»), иногда называемая Медевой по названию города вблизи её центра, – ровное известняковое плато на север от реки Арнон. Крутые склоны его, спускающиеся к Мёртвому морю, – это горы Аварим; одна из вершин этого хребта – гора Нево/Фасга. С этой горы Моисей смотрел на Обетованную Землю, на ней он умер и был погребён (Втор. 34).

б. Галаад – гористая известняковая местность, лежащая к северу от равнины. Она изрезана многочисленными каньонами, ведущими к Иорданской долине. Самый большой из них – река Иавок, разделяющая Галаад пополам. Как видно на карте, топография Галаада очень схожа с нагорной местностью в Ханаане.

в. Васан, находящийся севернее (ср. карту 4–1), – это также высокое плато, но не известняковое, а из вулканического базальта. Область расположена между рекой Ярмук и горой Ермон.

Территория аммонитян между равниной и Галаадом поворачивала на восток. Столица Аммона, город Равва (Равва Аммонитская), расположена в изгибающихся верховьях реки Иавок, но большая часть земель Аммона уходила на восток в пустыню. Аммон, как и Моав, был потомком Лота, племянника Авраама. Поэтому Израиль не должен был нападать на аммонитян или захватывать их земли (Втор. 2:19).

Низкий уровень Иорданской рифтовой долины, включая Мёртвое море, которое на 420 м ниже уровня мирового океана, создаёт труднопреодолимую границу между возвышенностями на востоке и западе от Иордана.

1. Завоевание равнины и половины Галаада, Второзаконие 2:19–37 (ср. Числ. 21:13–33)

Израильтяне миновали Моав и перешли в восточных верховьях реку Арнон. Оттуда, из пустыни Кедемоф (Втор. 2:26), они обратились к Сигону, царю есевонскому, за разрешением мирно пройти через его земли. Сигон был аморреем, потомком Ханаана (Быт. 10:15–16, не путать с аммонитянами). Он взял равнину у первого царя Моава (Числ. 21:26). Моисей писал: «Но Сигон, царь есевон- ский, не согласился позволить пройти нам через свою землю, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как это видно ныне» (Втор. 2:30). Сигон собрал войска против израильтян в Иааце, но Израиль полностью разбил его и захватил все земли между реками Арнон и Иавок (равнина и половина Галаада).

2. Завоевание Васана, территории Ога, Второзаконие 3:1–17

С равнины израильтяне двинулись на север и поразили аморреев в Иазере, близ границы с Аммоном (Числ. 21:32). Идя дальше на север по васанской дороге, они одержали победу в решающей битве с Огом, царём ва- санским, в Едрее. Как и Сигон, Ог был аморреем; он быт также последним из великанов-рефаимов, прежде обитавших в той местности. Израильтяне захватили все земли Ога, включая северную половину Галаада и весь Васан с 60 укреплёнными городами и многими неукреплёнными селениями (Втор. 3:5).

Теперь в руках израильтян быта территория Заиор- данья от реки Арнон до горы Ермон. Битвы на равнине, в Галааде и Васане стали первыми территориальными завоеваниями израильтян. В стане, наверное, царил восторг по поводу того, как легко всё пошло (Втор. 3:21–22).

3. События на равнинах Моава

После успешных битв в Заиорданье израильтяне стали станом на равнинах Моава на восток от Иордана, напротив Иерихона (Числ. 22:1; 25:1; ср. Числ. 33:48–49). Пока Израиль стоял станом на равнинах Моава, произошло несколько важных событий:

а. Валак, царь Моава, нанял нечестивого пророка Валаама из Сирии, чтобы тот пришёл и проклял Израиль. Благополучно прибыв на говорящем осле на место, Валаам осмотрел стан израильтян с вершины Фасги/Нево, но вместо проклятия смог только благословить Израиль (Числ. 22–24).

б. Не имея возможности причинить Израилю вреда с помощью волшебства, моавитяне объединились с мади- анитянами и по совету пророка Валаама (Числ. 31:16) придумали другой план. Женщины, моавитянки и мадиа- нитянки, соблазнили некоторых израильтян присоединиться к ним в поклонении Ваал-Фегору. Меч суда над Израилем забрал больше 20 тысяч жизней (Числ. 25; ср. 1Кор. 10:8). Это первый записанный в Библии случай поклонения Израиля Ваалу, но именно эта греховная тенденция в итоге привела к изгнанию народа из Обетованной Земли.

в. После этого суда, пока Израиль находился «на равнинах моавитских у Иордана, против Иерихона» (Числ. 26:3), была предпринята перепись населения по всем коленам. Количество народа, – очевидно, только боеспособных мужчин от 20 лет и выше, – составило 601730.

г. Господь повелел Моисею начать войну, чтобы отомстить мадианитянам за происшедшее у Ваал-Фегора. Израиль поразил мадианитян, включая пятерых царей и нечестивого пророка Валаама. Трофеи и пленники были доставлены в стан израильтян, находившийся на равнинах Моава (Числ. 31).

д. Колена Рувима, Гада и половина колена Манас- сии попросили разрешения поселиться на завоёванных территориях за Иорданом. Получив заверение от этих колен в том, что сначала они помогут всему Израилю завоевать земли на запад от Иордана, Моисей отдал территорию от реки Арнон до реки Иавок Рувиму и Гаду. Северная половина Галаада и Васан были отданы половине колена Манассии. Поэтому одним из итогов подхода Израиля к Обетованной Земле с востока стало добавление Богом к их наследию земель за Иорданом (Числ. 32; ср. Втор. 2:30–31).

е. Пока Израиль стоял станом на равнинах Моава, Моисей произнёс слова, которые записаны в книге Второзаконие.

ж. Моисей взошёл на вершину горы Фасги/Нево, досмотрел на Обетованную Землю, умер и был погребён (Втор. 32:44–52; 34:1–12).

Завоевания израильтян за Иорданом служили доказательством того, что с ними был Бог. Даже последующие поколения признавали молниеносные победы как свидетельство Божьего участия (Пс. 104:10–12; 135:18–21). Эти победы вселили уверенность в сердца израильтян и их нового вождя Иисуса Навина. Они были готовы идти на запад через Иордан в землю Ханаан.