Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Завоевания Хасмонеев: итоги 167–76 до Рождества Христова

Иуда, 167–160 гг. до Р.Х., 1 Маккавейская 8:1–9:22

Иуда заключил договор с Римом, поскольку искал поддержки и помощи в своих продолжающихся войнах против греков Селевкидов. Рим, глядя на греческие территории как на объект своих устремлений на западе, рассматривал появившихся на политической арене Маккавеев стратегически выгодными союзниками против общего врага – Селевкидов. Римско-маккавейский договор сделал Иуду игроком на международной арене, но, по иронии судьбы, привёл его к падению. Возмездие Селевкидов было быстрым и жестоким. Иуда Маккавей был убит в битве у Елеасы, севернее Иерусалима. Братья похоронили его в семейной гробнице в Модине.

Ионафан, 160–142 гг. до Р.Х., 1 Маккавейская 9:23–12:53

Вождем стал брат Иуды Ионафан. Сначала он жил как беглец в пустыне близ Фекои. Но к 156 году до Р.Х., устав от жизни в бегах, он заключил мир с греками и получил взамен Махмас (то же селение, где его тёзка Ионафан, сын Саула, одержал победу над филистимлянами). Вскоре Ионафан с выгодой для себя смог воспользоваться нестабильностью в царстве Селевкидов. Претенденты на греческий престол наперебой стремились заручиться его поддержкой, и из вождя Махмаса Ионафан превратился в первосвященника и правителя всей Иудеи. Конкурирующие между собой греческие властители добавили к землям Ионафана территорию вокруг Аккарона (Екрона) на юге Самарии и в Перее (коричневое затенение).

Симон, 142–135 гг. до Р.Х., 1 Маккавейская 13–16

Симон был последним из братьев Хасмонеев первого поколения. Когда он пришёл к власти, империя Селевкидов из-за междоусобных войн царей всё больше и больше приходила в упадок. Греческий царь, а затем и евреи подтвердили статус Симона как вождя и первосвященника (1 Макк. 14:35–41). Даты на документах ставились согласно годам его правления. Симон Маккавей возглавил торжественное шествие в Иерусалим с пальмовыми ветвями и праздничными песнями. Он получил полную свободу от уплаты дани грекам. К 140 году до Р.Х. было «снято иго язычников с Израиля» (1 Маю:. 13:41), ознаменовав обретение первой политической независимости евреев за более чем 440-летний период. Частью Иудеи стали земли вокруг Газера и порт Иоппия, имевшие важное стратегическое значение.

Иоанн Гиркан, 135–104 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.8–10

Гиркан был хасмонейским правителем второго поколения. Считая себя «вторым Иисусом Навином», он верил, что его долг состоял в завоевании Земли. На его счастье, империя Селевкидов рушилась, и пока она приходила в упадок, Гиркан присоединял земли к растущему еврейскому государству (серое затенение). Первым его завоеванием стала местность за Иорданом в районе Плоскогорья, вокруг Медевы. Это позволило ему получить доступ на заиорданскую Царскую дорогу. В 129 году Гиркан завоевал юг Самарии и разрушил самарийский храм на горе Гаризим. Затем он покорил Идумею (Едом) на юге. Побеждённые народы, как едомляне, были вынуждены принимать иудаизм (Ирод Великий был потомком обращённых едомлян). Наконец, Гиркан завершил завоевание Самарии, взяв греческие города Скифополь (Беф-Сан) и Самарию, и открыв дверь для последующей экспансии в Галилею.

Аристовул, 104–103 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.11

Аристовул, сын Иоанна Гиркана, был первым из третьего поколения хасмонейских правителей. Хотя он правил страной всего лишь один год и умер от болезни, но он успел покорить Галилею и подчинить её жителей, евреев и неевреев, иудейским законам (красно-коричневое затенение). Начиная с Аристовула, Иосиф Флавий отрицательно говорит о Хасмонеях. Хасмонейские правители оказались не на много лучше греческих, правивших перед ними. В страстном стремлении к власти Аристовул убил своего брата Антигона.

Александр Яннай, 103–76 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.12–15

При правлении Александра Янная, ещё одного сына Иоанна Гиркана, территориальные завоевания Хасмонеев достигли своего пика. К хасмонейскому царству были добавлены следующие территории (жёлтое затенение): 1) северный прибрежный район от Башни Стратона до горы Кармил; 2) на юге от Газы до потока Египетского; 3) северо-восток Заиорданья, включая Галаад и Голан; и 4) юго-восток региона Мёртвого моря до границ с Наватеей. Однако территориальные успехи Александра Янная были омрачены внутренними беспорядками, переросшими в гражданскую войну. Праву Хасмонеев на правление был брошен вызов. Хотя Хас- монеи и были выходцами из священнической семьи, но по мнению многих евреев их претензии и на священничество, и на царство зашли слишком далеко. Соперничавшие между собой политико-религиозные группы, появившиеся в этот период (фарисеи, саддукеи и ессеи), либо поддерживали сыновей Александра Янная, либо воевали с ними. Этой внутренней враждой воспользовались римляне. В 63 году до Р.Х. римский генерал Помпей вошёл в город и даже в Святое святых Иерусалимского храма. Это было начало римской оккупации. Впоследствии римляне сместили Хасмонеев с престола в пользу идумея Ирода.

Итоги

Хотя книги Маккавейские приписывают первые успехи Маккавеев и их политическое усиление верности Богу и Закону, однако хасмонейская экспансия совпала с упадком греческой династии Селевкидов. В Антиохии в 165–135 годах до Р.Х., сменяя друг друга, правили семь царей Селевкидов, что свидетельствует о значительной нестабильности. В то же время не было никакой другой власти, готовой отнять земли у греков. Рим только начинал расправлять крылья. Иудейская автономия стала возможной, поскольку никакая другая империя не могла навязать ей свой контроль. В сохранении евреев как нации, а также в их пребывании в обещанной предкам Земле очи веры видят действие полновластной руки Божьей. Хасмонеи практически заполнили вакуум власти между греческим и римским периодами продолжительностью почти в 80 лет, в зависимости от. исчисления (141–63 гг. до Р.Х.).

Правление Хасмонеев полностью никогда не поддерживалось евреями. Первое и второе поколения Хасмонейских правителей избежало проявления инакомыслия в обществе, но в третьем и четвёртом – возникла сильная оппозиция правящей власти. Десятилетия гражданской войны привели многих евреев к тому, что они готовы были принять чужеземное правление, которое позволило бы им практиковать свою религию. Это с радостью осуществил Рим.