На этой карте показан Ханаан первой половины XIV века (1400–1350 гг. до Р.Х.), – периода, отмеченного политическим хаосом. Беглый взгляд на жизнь в Ханаане того времени можно получить из писем, посланных князьями Ханаана египетским фараонам Аменхотепу III (1417–1379 гг. до Р.Х.) и Аменхотепу IV (1379–1362 гг. до Р.Х.). Эти письма известны в истории под названием – письма Амарны.
Фараон Аменхотеп IV, известный также в истории как Эхнатон, попытался сменить религию Египта и ввести по сути монотеистическое поклонение богу солнца Атону, изображённому в египетской мифологии в виде солнечного круга. Эхнатон построил город Ахетатон (телль эль-Амарна), где были найдены упоминавшиеся выше письма (карта 2–1), чтобы сосредоточить поклонение в нём.
Обратите внимание на следующие названия и знаки на карте:
1. Имена людей чёрно-красным текстом показывают хананеев и других в земле во время израильских завоеваний (Числ. 13:29).
2. Жёлтая рамка вокруг Газы, места дислокации египтян в регионе.
3. ЛАБАЙЯ и СЫНОВЬЯ возле Сихема и оранжевые стрелки, указывающие на север.
4. ЦАРЬ АБДУ-ХЕБА возле Иерусалима.
5. МИЛКИЛУ возле Газера.
6. АПИРУ с синими стрелками, направленными в разные стороны Нагорной страны.
Одной из тем переписки между царями Ханаана и египетскими фараонами является завоевание земли народом апиру. Это особенно заметно в письмах хананей- ского царя Иерусалима Абду-Хебы, который настойчиво утверждал:
Потеряны земли царя (фараона)! ... Апиру разграбили все земли царя... Все земли господина моего, царя, потеряны!
Земли царя потеряны; полностью они забраны от меня; против меня идёт война до Сеира и до Геф-Кармила... а сейчас апиру захватывают города царя! (El-Amarna [ЕА] #286 and #288, ANET 487–489).
Призывы хананеев о помощи остались без внимания. Фараон был или не способен, или не готов что-либо делать с апиру, захватывавшими Ханаан. Согласно консервативным подсчётам библейской хронологии, политическая ситуация, описанная в письмах Амарны, случилась через несколько десятилетий после израильского завоевания (1406–1399 гг. до Р.Х.). Хотя большинство упоминаний об апиру (хабиру) в древних источниках не относится к евреям, между именами есть лингвистическое сходство, и ханаанские цари, адресанты писем Амарны, вполне могли описывать перевороты, причиной которых был Израиль в первые десятилетия заселения земли (Merrill 117–125).
Ещё одной характерной чертой писем Амарны является упоминание имени местного царя Лабайи и его сыновей, которые правили из Сихема. Их обвиняли в захвате чужой территории и даже в сотрудничестве с ненавистными апиру:
Лабайя проявил враждебность ко мне... а сейчас его лицо обращено к тому, чтобы взять Мегиддо.
...двое сыновей Лабайи решили разрушить землю царя... говоря... «Геф-Падалла... город, который захватил Лабайя, наш отец...»
...сыновья Лабайи отдали землю царю апиру.
...поступим ли мы, как Лабайя, который отдал земли Сихема апиру? (ЕА #244, ANET 485; ЕА #250, ANET 485; ЕА #287, ANET 488; ЕА #289,
Интересно то, что Сихем играл важную роль как в переписке Амарны, так и в библейском описании заселения Израилем Ханаана (И.Нав. 8:30–35; 24:1–27). Лёгкий доступ израильтян в Сихем – описаний завоевания ими этого города нет – является своеобразной параллелью сотрудничеству сынов Лабайи, князей Сихема, с народом апиру. Иисус Навин провёл в Сихеме два собрания с разницей приблизительно в сорок лет (1406 и 1366 гг. до Р.Х.).