Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Деяния Апостолов в Израиле 33–60 по Рождеству Христову

Иисус сказал ученикам, что они получат силу Духа Святого и будут Его свидетелями в Иерусалиме, Иудее, Самарии и до края земли (Деян. 1:8). На карте 10–1 показаны некоторые результаты этого обещания.

1. ФИЛИПП, ПЁТР и ИОАНН, Деяния 8:4–25

Раскол между иудеями и самарянами уходит, как минимум, в X ст. до Р.Х., когда Иеровоам I отделил Северное царство от Иудеи. Ассирийское завоевание в VIII ст. до Р.Х. и появление в регионе язычников усложнило ситуацию. К 330 году до Р.Х. самаряне построили свой храм, но 200 лет спустя Хасмонеи разрушили его.

Евангелие сломало стену между иудеями и самарянами. Жители Самарии откликнулись на проповедь Филиппа о Мессии (зелёная стрелка от Иерусалима). Приход Евангелия в Самарию в два этапа необходимо понимать в уникальном историческом контексте. Участие Петра и Иоанна стало подтверждением того, что самаряне принимались в веру на равных основаниях.

2. ФИЛИПП, Деяния 8:26–40

Филипп объяснил слова Исаии евнуху из Эфиопии, возвращавшемуся в Африку (коричневая стрелка от Иерусалима к Газе). Тот поверил и крестился. Филипп проповедал Евангелие в городах на побережье от Азота до Кесарии. В Деян. 21:8–9 он упоминается в Кесарии.

3. ОБРАЩЕНИЕ САВЛА, Деяния 9:1–31

На дороге в Дамаск (красная стрелка) Савл превратился из гонителя Иисуса в Его ученика.

4. ПЁТР, Деяния 9:32–43

Где-то в то же время, как уверовал Савл (36 г.), Пётр проповедовал Евангелие на Прибрежной равнине (синяя стрелка от Иерусалима к Лидде, Иоппии и Кесарии). В Лидце был исцелён Эней, восемь лет прикованный к постели. Чудо побудило жителей Лидды и Сарона обратиться к Господу. Из Лидды Петра позвали в Иоппию, где он воскресил Тавифу, и в итоге «многие уверовали в Господа». В Иоппии Пётр жил в доме Симона, кожевника.

Свидетельство Корнилию в Кесарии, Деяния 10

Господь собирался употребить Петра на следующем этапе распространения Евангелия – язычникам, без его ведома. Для этого Петру необходимо было божественное видение. Путешествие Петра длиной в 50 км из Иоппии в Кесарию через равнину Шарон заняло два дня (Деян. 10:23–24). Когда Пётр объяснил Благую весть об Иисусе, Дух Святой сошёл на семейство Корнилия. Для Петра и других верующих из евреев это был явный знак, что «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18).

От одного Человека с 12 Апостолами в Галилее Евангелие распространилось в Иудею, Самарию, на Прибрежную равнину – и теперь к язычникам, начаткам жатвы до края земли.

5. СМЕРТЬ ИАКОВА, БРАТА ИОАННА, Деяния 12

Ирод Агиппа I (внук Ирода Великого) бьш «царём» Рима в Израиле в 41–44 гг. В 44 году он убил Апостола Иакова и планировал убить Петра. И Новый Завет, и Иосиф Флавий повествуют об ужасной смерти Агриппы (Деян. 12; Древн. XIX.8.2). Но никто не мог остановить Евангелие: оно «росло и распространялось» (Деян. 12:24).

6. ПАВЕЛ – УЗНИК В КЕСАРИИ, Деяния 23:23–35

Со времени проповеди Петра (синяя стрелка) до заключения Павла в Кесарии (оранжевая стрелка от Иерусалима к Антипатриде и Кесарии) прошло больше 20 лет (прибл. 36 и 58 гг.). За это время Евангелие, в основном, благодаря служению Павла распространилось по Римской империи (карты 10–2, 3, 4). После 3-го миссионерского путешествия Павел пришёл в Иерусалим на Пятидесятницу (Деян. 20:16), где его обвинили во введении язычника в храм. Вспыхнул мятеж, и римский начальник арестовал Павла (Деян. 21–22). Узнав о планах убить Павла, он отправил его под охраной через Антипатриду в Кесарию.

Павел перед Феликсом, Деяния 24:22–24

Находясь в тюрьме в Кесарии, Павел проповедовал Евангелие римскому правителю Феликсу (правил прибл. в 52–59 гг.) и его жене Друзилле. Известная своей красотой Друзилла была сестрой Ирода Агриппы II и правнучкой Ирода Великого. Она бросила мужа, чтобы выйти замуж за Феликса Древн. ХХ.7.2). Феликс испугался, когда Павел говорил ему о праведности, воздержании и будущем суде (Деян. 24:25). Он держал Павла в узах два года.

В это время (прибл. 60 г.), за шесть лет до восстания евреев, Феликс был занят политическими и религиозными трениями между евреями и язычниками. Флавий пишет:

Около того же времени возникли разногласия и между иудейским населением Кесарии и ее сирийскими жителями (язычниками) из-за вопроса о политической равноправности... Когда Феликс заметил, что эта распря переходит в открытую войну, он поспешил уговорить иудеев прекратить ее. Но так как те не повиновались ему, он выпустил на них вооруженных солдат, многих иудеев перебил, а еще большее количество их захватил живьем, причем разрешил солдатам разграбить несколько особенно богатых домон Древн. ХХ.8.7).

Феликс был вызван в Рим для оценки его управления. Чтобы снискать расположение иудейских вождей, он оставил Павла в узах.

Правитель Фест и Ирод Агриппа II, Деяния 25–26

Эти религиозные и политические трения достались правителю Фесту, преемнику Феликса (60–62 гг.; Древн. ХХ.8.10). Павел объяснил Евангелие новоприбывшему Фесту. Но язьтчник Фест не мог понять спор «о каком- то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив» (Деян. 25:19). Пока Павел, во избежание суда в Иерусалиме, обращался к Кесарю, Фест спросил совета у Агриппы II и его сестры Вереники. Когда Агриппа и Вереника, правнуки Ирода Великого и Мариамны, пришли, Павел и им засвидетельствовал об Иисусе.

Из Кесарии Павла послали в узах в Рим, где он два года проповедовал Евангелие, находясь под домашним арестом (Деян. 28:30–31, карта 10–5). Что Бог сказал о Павле, то и должно было произойти: «Он Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями, и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15).

7. СМЕРТЬ ИАКОВА, БРАТА VIСУСА

Фест умер в 62 году. Флавий пишет, что после смерти Феста первосвященник Анан предал на смерть Иакова, «брата Иисуса, именуемого Христом» Древн. ХХ.9.1). Это событие, кроме того, что является внебиблейской ссылкой об Иисусе, иллюстрирует вражду религиозных вождей к верующим в Иисуса евреям. Однако убийство Иакова не нашло поддержки у народа, и Анан лишился своей должности. В 2002 году в частной коллекции в Израиле был найден оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Подлинность надписи оспаривается.