Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Падение Иерусалима: вавилонское завоевание 586 до Рождества Христова

И сказал Господь: «И Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город этот Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: „Будет имя Моё там“» (4Цар. 23:27).

Карта 7–9 отмечает одно из самых значительных и печальных событий в истории древнего Израиля – разрушение Иерусалима и храма, и уведение жителей Иуды в вавилонский плен.

Около 110 лет разделяют Божье вмешательство за Иуду в дни Езекии (карта 7–7) от разрушения Иерусалима. Много воды утекло с тех пор. Длительное правление сына Езекии Манассии (55 лет, 696–642 гг. до Р.Х.) сравнимо только с глубиной его развращения. Он внёс Ваала и Астарту в храм Яхве в Иерусалиме, и это стало последней каплей, переполнившей чашу греха Иуды. Суд приближался (4Цар. 21). Иуда понёс относительно лёгкое наказание при царе Иосии (640–609 гг. до Р.Х.), потому что исправил свои отношения с Господом. Царь Иосия инициировал проведение значительных религиозных и социальных перемен, разрушив высоты «от Гевы до Вирсавии» (4Цар. 23:8). Его территориальные завоевания происходили на закате Ассирийской империи. Но он был убит (609 г. до Р.Х.) в Мегиддо, в столкновении с фараоном Нехао, когда тот вышел на помощь Ассирии в битве против Вавилона при Кархемисе (Иер. 46:2; 2Пар. 35:20). Ассирия ушла с международной сцены между 625 и 605 годами до Р.Х. Последний удар в 605 году до Р.Х. у Кархемиса на Евфрате нанёс ассирийцам новый игрок на арене – Вавилон (карта 7–8).

Последние 20 лет существования Иудеи доминировал вопрос: подчиняться Вавилону или нет. Отказ подчиниться влёк за собой быстрое возмездие. Вавилон вторгался в Иудею в 605, 601 и 597 годах, и полностью разрушил её в 586 году до Р.Х. Первые завоевания Иудеи вавилонянами упоминаются в Вавилонских летописях (ANET 563–564, «Иерусалимская летопись», 597 г. до Р.Х., карта 7–8).

1. ВАВИЛОНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ, Иеремии 34:7 (ср. 4Цар. 25:1–2)

Основным пророком в Иудее в это время был Иеремия, священник из Анафофа (Иер. 1:1), находившегося на краю пустыни, в 6 км на северо-восток от Иерусалима. У Иеремии была незавидная работа – сказать Иуде, что в наказание за нарушение завета с Яхве народ ожидало изгнание в Вавилон. Во дворах храма Иеремия сравнивал грядущее разрушение Иерусалима с разрушением Силома (см. текст Иер. 7:12 на карте). Он был послан к источнику (Парат) вблизи своего дома продемонстрировать народу, что гордость Иуды будет уничтожена (Иер. 13:1–11).

Когда Иеремия произнёс пророчество, записанное в 34-й главе, ситуация в Иудее становилась всё более и более гнетущей:

Войско царя вавилонского воевало против Иерусалима и против всех городов иудейских, которые ещё оставались, – против Лахиса и Азеки; ибо из городов иудейских эти только оставались как города укреплённые (Иер. 34:7; красные стрелки и знаки противостояния у Азеки и Лахиса).

Драматическая параллель со словами Иеремии о Ла- хисе и Азеке запечатлена на глиняных черепках с надписями, найденных во время археологических раскопок в Лахисе. Один из 21 остракона, Лахисское письмо №4, подтверждает слова пророка Иеремии, но идёт дальше: «Мы смотрим за сигнальными огнями Лахиса... но не видим сигнальных огней Азеки». К тому времени, когда было написано Лахисское письмо №4, с заставы в Нагорной местности, где можно было разглядеть сигнальные огни из Лахиса и Азеки, возможно, стало очевидным, что Азека больше не оборонялась. Шефела пала. Следующим был Иерусалим.

2. ПОМОЩЬ ОТ ЕГИПТА? Иеремии 37:1–10

Египет, как и в дни Езекии (карта 7–7), попытался помочь Иудее в борьбе против вторгшейся армии из Месопотамии (оранжевая стрелка). Вавилоняне временно сняли осаду с Иерусалима, чтобы разобраться с Египтом. Это дало ложную надежду некоторым евреям в Иерусалиме. Однако пророк Иеремия ясно заявил, что «халдеи [вавилоняне] снова придут и будут воевать против города этого, и возьмут его, и сожгут его огнём» (Иер. 37:8).

3. ЕДОМ, Иеремии 49:7–13; Псалом 136:7

Едомляне воспользовались слабостью Иуды и захватили иудейские крепости на стратегических торговых маршрутах в Негеве (чёрно-жёлтые стрелки). Археологические раскопки, проводившиеся в Араде, подтверждают вторжение едомлян. Письмо (остракон), адресованное командиру крепости в пустыне, предупреждает о нападении едомлян. Очевидно, Едом не усвоил урок, преподанный пророком Авдием (Авд. 12). Едом воспользовался сложным положением Иуды.

4. ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА, 586 год до Р.Х., 4 Царств 25:1–21; 2 Паралипоменон 36:11–21

Осада Иерусалима вавилонянами продолжалась полтора года, и это время голода и болезней забрало много жизней (красные стрелки и знак противостояния). Летом 586 года до Р.Х. в стене города был сделан пролом, вероятно, с северной стороны («средние ворота», Иер. 39:1–5). Седекия, последний царь Иуды, ушёл из города на юг, мимо Царских садов, и бежал на восток через пустыню (синяя пунктирная стрелка). Однако вавилоняне настигли его у Иерихона и привели к царю Навуходоносору в Ривлу в Сирии. Прежде чем Седекия был уведён в Вавилон, перед ним убили его сыновей, а ему самому выкололи глаза.

Месяц спустя храм Яхве, как и царский дворец и все остальные большие здания в Иерусалиме, был сожжён. Защитные стены вокруг города были разрушены. Свидетельства разрушения и сожжения Иерусалима были найдены при раскопках города Давида. Многие жители страны были уведены в ссылку. Большинство из них поселилось вдоль реки Ховар близ Ниппура, в 80 км на юго-восток от Вавилона (Езд. 2:59; Пс. 136:1; Иез. 1:1; карта 7–8).

5. УБИЙСТВО ГОДОЛИИ В МАССИФЕ, 4 Царств 25:22–30; Иеремии 40–41

Вавилоняне поставили Годолию правителем Иуды со столицей в Массифе. Но группа националистов во главе с Исмаилом из царской семьи убила Еодолию. Исмаил убежал в Аммон. Евреи в Иудее боялись последующего возмездия от рук вавилонян за убийство Годолии и поэтому бежали в Египет. Пророк Иеремия призывал народ не идти в Египет, но в конце и сам был силой уведён туда (Иер. 43:6–8).