Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Вход в Ханаан Иерихон и Гай 1406 до Рождества Христова

1. ПЕРЕХОД ИЗРАИЛЯ ЧЕРЕЗ ИОРДАН, Иисуса Навина 3:7–17; 4:19–24

С равнин Моава Иисус Навин отправил двух разведчиков осмотреть Иерихон. После укрытия у блудницы Раав они, прежде чем вернуться назад, три дня прятались в нагорной местности на запад от Иерихона (И.Нав. 2).

Когда народ стал переходить Иордан, вода остановилась севернее у города Адама. Иисус велел поставить два памятника из 12 камней в напоминание о том, что Господь иссушил воды Иордана, как Он сделал это с Красным морем (И.Нав. 4:23). В Галгале было обрезано второе поколение. Была весна, прошло 40 лет с тех пор, как Израиль вышел из Египта. Народ праздновал Пасху. А уже на следующий день перестала падать манна, и Израиль ел плоды земли (И.Нав. 5). Позже Галгал стал важным религиозным центром, особенно в дни Самуила и Саула (1Цар. 7:16; 11:15). Хотя есть несколько предполагаемых мест, ни одно из них не совпадает с описанием Галгала.

2. ЗАВОЕВАНИЕ ИЕРИХОНА, Иисуса Навина 6

Это одно из самых памятных событий Ветхого Завета. Иерихон является восточными воротами в Обетованную Землю, а потому естественно был первым шагом на пути завоевания. Пока священники трубили в трубы из бараньих рогов, народ в течение шести дней делал один круг вокруг города каждый день. На седьмой день город обошли семь раз, и когда священники затрубили в трубы, а народ воскликнул – стены Иерихона пали.

Телль Иерихон (эс-Султан) – небольшое место (около 2,5 га) рядом с сильно бьющим источником. Мнения археологов в отношении даты разрушения города разнятся. Наружная стена состояла из двух частей: 1) нижняя «подпорная» стенка из камня высотой почти в пять метров, и 2) верхняя стена из глины и кирпича, стоявшая на каменной стенке. Верхняя стена из глины и кирпича рухнула к подножию подпорной стенки. Некоторые археологи датируют разрушение стены и сожжение города 1550 годом до Р.Х. (конец Среднего бронзового века). Другие нашли доказательства того, что стена стояла в Поздний бронзовый век и была разрушена около 1400 года, в дни Иисуса Навина. Падение глиняно-кирпичной стены к подножию каменной подпорной стенки соответствует библейскому описанию падения стены «ниже себя» (букв, перевод ст. 19). Обломки глинянокирпичной стены создали пологий вход в город.

Город был сожжён. Спаслась только Раав и её семья. Иисус Навин предал заклятию любого, кто восстановит Иерихон, что и исполнилось спустя 550 лет, в дни царя Израиля Ахава (3Цар. 16:34).

3. ЗАВОЕВАНИЕ ГАЯ, Иисуса Навина 8:1–29

Завоевание Иерихона показало Израилю итог веры и послушания Богу. Сокрушительное поражение у Гая показало последствия греха. Иисус отправил людей на разведку в «Гай, что близ Беф-Авена, с восточной стороны Вефиля» (И.Нав. 7:2). Они доложили, что Гай – маленький город, и достаточно «двух... или... трёх тысяч человек, и [они] поразят Гай» (ст. 3). Но из-за греха Ахана Израиль потерпел сокрушительное поражение. Долина Ахор («беда»), где был побит камнями Ахан, это, вероятно, вади Кельт – глубокий каньон в пустыне на юго- запад от Иерихона (И.Нав. 7; ср. 15:7).

Вефиль расположен на Дороге Патриархов, водораздельном маршруте с севера на юг через Нагорную местность. Гай («руина») расположен восточнее, на пути из Иерихона. Хотя Гай дней Авраама (Быт. 12:8; 13:3) можно отождествить с ранней ханаанской руиной эт-Телль, там нет руин, датируемых до дней Иисуса Навина (Поздний бронзовый век). Вероятно, название Гай перешло к близлежащему селению. Поблизости обнаружены несколько мест с руинами Позднего бронзового века. Наилучшим кандидатом пока что является эль-Макатир в 1 км на запад от эт-Телля, где обнаружены руины Позднего бронзового века; другой кандидат – руина Нисия.

Описание завоевания Гая с точки зрения географии очень подробно. Иисус Навин устроил засаду между Вефилем и Гаем, возможно в верховьях вади Сувенита (каньон Шибана). Основной стан был севернее Гая, и от города его отделяла долина (\ал) (И.Нав. 8:12). Если Гай расположен в Макатире, то стан израильтян был на той же горной гряде, что и эт-Телль, только западнее его, как и отмечено на карте. Если же Гай располагался в эт-Телле, то стан Иисуса Навина был севернее вади Гайа (см. также карту 1–9).

Из Галгала Иисус Навин мог попасть в Гай, поднимаясь по пути пустыни Цевоим или по маршруту Иери- хон-Офра. Синей стрелкой отмечен маршрут по пустыне Цевоим. Ночью Иисус Навин передислоцировал войска на более широкую долину (рагр) восточнее Гая (И.Нав. 8:13). Царь Гайский увидел этот манёвр и перешёл в наступление. Израильтяне, сделав вид, что бегут на восток к пустыне, отвели хананеев от города. В нужный момент Иисус Навин поднял копьё, подав сигнал сидевшим в засаде позади Гая. Воины побежали, взяли Гай и подожгли его. Хананеи, оказавшись между засадой и основными силами израильтян, были уничтожены. Тело царя было повешено на дереве, а затем погребено под грудой камней у городских ворот. Эта первая победа в нагорной местности возле Вефиля и Гая была достигнута там, где за много лет до этого Бог заключил завет с праотцами Израиля (Быт. 13; 28:13–19).

Вопреки мнению критиков, что недостаток археологических свидетельств бросает тень сомнения на историчность повествования, географические подробности являются свидетельством его реальности. Библия определяет местонахождение Гая по отношению к двум другим городам (И.Нав. 7:2), описывает долину и холм к северу (8:12), большую долину на восток от Гая (8:13) и маршрут, ведущий через пустыню к Иерихону (8:15).

4. УСТРОЕНИЕ ЖЕРТВЕННИКА, БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ, Иисуса Навина 8:30–35

Любопытно, что в повествовании ничего не сказано о захвате Израилем Нагорной страны от центра к северу. Похоже, такие места как Сихем и Силом (И.Нав. 18:1) достались Израилю относительно легко. Хананеи либо сбежали оттуда (Исх. 23:28; Втор. 7:20; И.Нав. 2:24), либо сотрудничали с Израилем (ср. карта 3–8), либо же мы просто не имеем описания битв, происходивших там.

В послушание заповеди Моисея (Втор. 11:29–30; 27:1–5) народ построил на горе Гевал жертвенник и принёс жертвы Богу. Там на камнях был написан список из Закона Моисея и прочитаны благословения и проклятия из Закона, когда половина людей стояла у горы Гаризим, а половина – у горы Гевал. Церемония стала подтверждением заветных отношений Израиля с Господом, показав, что Бог верен Своим обещаниям. Не случайно она произошла в Сихеме, где Господь впервые пообещал Аврааму, что его потомки наследуют землю (Быт. 12:6–7).