Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Миграция Дана, гражданская война с Вениамином и Руфь 14–12 ст. до Рождества Христова

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

17–21 главы книги Судей и книга Руфь представляют собой трилогию событий, в которой имеются некоторые общие элементы, включая упоминания о городе Вифлееме. Событиями данной трилогии являются:

1. Северная миграция колена Данова со священни- ком-левитом из Вифлеема.

2. Гражданская война с Вениамином, вызванная смертью наложницы из Вифлеема.

3. История Руфи, связанная с Вифлеемом.

Похоже, что миграция Дана и гражданская война с Вениамином происходили в начале периода Судей, поскольку Ионафан, внук Моисея, упоминается здесь как священник, служивший в колене Дана (Суд. 18:30; в лучших евр. манускриптах сказано «Моисей», а не «Манассия», в еврейском языке отличается только одна буква). Также Финеес, внук Аарона, был священником во время войны с Вениамином (Суд. 20:28). С другой стороны, Руфь, очевидно, жила в конце периода Судей, поскольку она была бабушкой Давида (Суд. 1:1; 4:21–22).

Предыдущие главы книги Судей создают впечатление, что со временем качество руководства в Израиле ухудшалось. От времени руководства Иисуса Навина до дней судейства Иеффая и Самсона виден серьёзный духовный и нравственный упадок. В конце книги как минимум одно колено морально и духовно стало подобно хананеям. Книга Судей завершается так: «В те дни не было царя у Израиля́, каждый делал то, что ему казалось справедливым» (21:25; 17:6; 18:1). Мог ли праведный царь навести порядок? Возможно. Будущий царь Саул был из Гивы Вениаминовой – города, упоминаемого в отрицательном смысле в этой книге. Давид произошёл от одного положительного героя из всей книги Судей, от язычницы Руфи, и родился в Вифлееме Иудейском.

1. МИГРАЦИЯ КОЛЕНА ДАНОВА, Судей 17:1–18:31

Оранжевая стрелка, идущая от Цоры до Кириаф- Иарима через Нагорную местность Ефрема и на север за пределы карты, отмечает миграцию колена Данова. В самом начале периода Судей сыны Дановы, которые не смогли заселить земли в Шефеле и на побережье (Суд. 1:34–35), переселились на север в хорошо орошаемую и плодоносную долину Хула у подножия горы Ермон (см. карту 4–1). Там находятся источники реки Иордан, включая самый большой источник пресной воды в Обетованной Земле, который течёт от подножия телля Дана. Это «место, где нет ни в чём недостатка, что получается от земли» (Суд. 18:10). Географически этот регион отделён от остальной части страны холмами Верхней Галилеи, горами Ермон и Голан.

Мигрировали только некоторые из сынов Дановых (род Самсона был в числе оставшихся на выделенной им южной территории). Шестьсот вооружённых воинов из колена Дана вышли из Цоры и Естаола в Нагорную местность. Они остановились у Маханей («стан») Дана, западнее Кириаф-Иарима. Затем, пройдя через земли Ефрема маршрутом Центрального хребта, они нашли священника с истуканами и идолом. В конце истории мы узнаём, что им был Ионафан, внук Моисея. Это отражает как личное, так и всеобщее неверие и отступление от Бога, выведшего Израиль из Египта. Сыны Дановы завоевали Ланс, назвали его Даном и сделали себе истукана и идолов. Ионафан и его сыновья служили священниками в колене Дановом всё время, пока скиния была в Силоме (т.е. прибл. до 1100 г. до Р.Х.; ср. карту 5–1).

2. ПУТЕШЕСТВИЕ ЛЕВИТА ИЗ ВИФЛЕЕМА, Судей 19:1–30

Левит из колена Ефрема отправился в Вифлеем, чтобы взять свою наложницу, убежавшую туда домой. Отец этой женщины был человеком гостеприимным, он угостил левита множеством вина и еды. Наконец, спустя четыре с половиной дня левит, наложница и слуга вышли в путь по маршруту Центрального хребта. Маршрут отмечен зелёной стрелкой от Вифлеема мимо Иевуса (Иерусалим) до Гивы. Вышли они поздно и, не желая ночевать в хана- нейском Иевусе (скорее всего, всё завершилось бы благополучно, если бы они остановились там!), поспешили до сумерек достичь израильских городов Гивы или Рамы (Суд. 19:12–13). Все эти города расположены вдоль маршрута Центрального хребта.

В Гиве Вениаминовой один только старый ефремля- нин оказал гостеприимство странникам. Развращение сынов Вениаминовых было шокирующим. Духовный и моральный упадок Израиля, или как минимум вениами- нитян, был полнейшим. Они уподобились содомлянам и заслуживали осуждения. Вениаминитяне стали примером крайней греховности для последующих поколений. «Глубоко упали они, развратились, как в дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их» (Ос. 9:9).

3. ВОЙНА С ВЕНИАМИНИТЯНАМИ, Судей 20–21

Остальные колена Израиля собрались в Массифе Вениаминовой, чтобы решить, как реагировать на развращение мужей Гивы (синие стрелки). Вениаминитяне отказались выдать преступников, и началась гражданская война. После двух безуспешных атак из Вефиля и Мас- сифы – соответственно возникает вопрос, а было ли духовное и моральное состояние остального Израиля лучше, чем у Вениамина – колена Израилевы взяли верх и почти полностью уничтожили колено Вениамина (красный знак боевых действий между Рамой и Гивой). 600 вениаминитян бежали на восток в пустыню и нашли убежище у скалы Риммон (красная стрелка).

Чтобы колено Вениамина не исчезло полностью, четыреста жён были приведены из Иависа Галаадского в Заиорданье и ещё двести похищены из виноградников Силома. Саул скорее всего был потомком одной из девиц из Иависа Галаадского. Его первой военной операцией было спасение именно этого города (карта 5–2). Апостол Павел также произошёл от одного из этих брачных договоров (Рим. 11:1; Фил. 3:5).

Маршрут Центрального хребта (дорога Патриархов) описан в Судей 21:19, где говорится о «Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны». Необходимость детального объяснения данного маршрута подразумевает, что местонахождение Силома, где была Божья скиния, уже было мало известно израильтянам.

4. РУФЬ И НОЕМИНЬ

События, описанные в книге Руфь, произошли, «когда управляли судьи» (Руф. 1:1) и когда «не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Моавитянка Руфь (белая стрелка) появляется в описании периода Судей как лилия между тернами политического, нравственного и духовного хаоса в Израиле. В девушке-моавитянке исполнилось Божье обещание о царе, который произойдёт от Авраама и Иуды (Быт. 17:6, 16; 49:10; Матф. 1:5). Этим царём должен быть стать не вениаминитянин из Гивы, а Давид из Вифлеема Иудейского.