Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Первые судьи у Иуды и Вениамина 1350–1300 до Рождества Христова

Введение в книгу Судей – ПЕРИОД СУДЕЙ

Завоевания Израиля, описанные в книге Иисуса Навина, продолжались около семи лет, с 1406 по 1399 год до Р.Х. И в И.Нав. 24:31, и в Суд. 2:7 утверждается, что в дни правления этого вождя, а также в дни старейшин, управлявших после него, Израиль верно служил Господу. Поэтому переход от Иисуса Навина к правлению Судей произошёл приблизительно в 1350 году до Р.Х. (Merrill 166–167).

Бог планировал, чтобы народ израильский изгонял хананеев не всех сразу, а постепенно, со временем (Исх. 23:29–30; Втор. 7:22). Однако по причине того, что следующие за Иисусом Навином поколения не пребывали в полном послушании завету с Господом, Господь оставил хананеев в земле для наказания и испытания Израиля.

И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: «За то, что народ этот преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает голоса Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господнего и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?» И оставил Господь народы эти, и не изгнал их вскоре, и не предал их в руки Иисуса (Суд. 2:20–23).

Таким было положение дел в период Судей. Неверность Израиля вела к угнетениям со стороны врагов, ставшим частью Божьего наказания. Когда Израиль в покаянии взывал к Богу, то Бог поставлял судью, который избавлял народ. Но затем весь цикл неверности, угнетения, покаяния и избавления повторялся вновь. С каждым новым циклом упадок в духовной жизни Израиля усиливался. Книга Судей заканчивается описанием междоусобиц и безнравственности, когда «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; ср. 19:22–30; 21:25).

1. РАННИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ИУДЫ (Халев и Гофониил), Судей 1:8–23

Синие стрелки, указывающие на юг к Хеврону, Да- виру и Негеву (Арад и Хорма) и на запад, показывают завоевания, описанные в Суд. 1:8–23 (их лучше понимать как взгляд в прошлое, на более ранние завоевания на территории Иуды в дни помощника Иисуса Навина, Халева, ср. И.Нав. 15:13–19). Во время этих завоеваний племянник Халева Гофониил взял Давир. Гофониил же и стал первым судьёй Израиля.

Синяя стрелка по направлению к Вефилю показывает завоевание этого города Ефремом. Вефиль был пограничным городом между коленами Ефрема и Вениамина. Впоследствии он стал пограничным городом между Северным царством Израиля и Южным царством Иуды.

2. ГОФОНИИЛ, Судей 3:7–11

Это первый цикл неверности, угнетения, покаяния и избавления в книге Судей. По причине неверности народа Бог предал Израиль в руки месопотамского царя. После покаяния Израиля Господь воздвиг Гофониила как первого судью-избавителя. Места, связанные с победами Гофониила над месопотамским царём, не упоминаются, однако после этой победы Израиль покоился в мире 40 лет.

3. АОД, Судей 3:12–30

Синяя стрелка, проходящая через удел Вениамина до Иерихона и Иордана, показывает подвиги Аода. Израиль забыл Господа и «служил Ваалам и Астартам». Господь воздвиг против них Еглона, царя Моава. Еглон возглавил союз моавитян, аммонитян и амаликитян, и они овладели городом Пальм (Иерихоном). В том, что Иерихон, первый город Обетованной Земли, взятый под руководством Иисуса Навина, снова оказался под контролем иноземцев, есть определённый смысл. Земля, которая была обещана и получена за верность завету, теперь отнималась за неверность завету.

Иерихон имеет особенно важное значение, являясь восточными воротами в Землю Обетованную (ср. карту 3–5). С Еглоном в Иерихоне восточный фланг Израиля остался без защиты. Израиль служил Еглону 18 лет. Когда израильтяне в покаянии воззвали к Господу, Он воздвиг из среды вениаминитян избавителя, левшу Аода. Он убил Еглона во дворце в Иерихоне, начав битву, в которой Израиль отрезал отступление армии моавитян у переправы через Иордан. После этой победы земля покоилась 80 лет.