Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Первое восстание против Рима 66–73 по Рождеству Христову

Еврейские религиозные и националистические настроения стали настолько сильными, что в 66-м году евреи восстали против римского правления. Подавление восстания римлянами привело к разрушению храма в 70-м году, ставшему центральным событием еврейской истории. Эту войну подробно описал Иосиф Флавий (Иосиф бен Мататьяху), молодой генерал, руководивший во время восстания еврейскими войсками в Галилее. Однако, попав у Йотапаты в римский плен, Флавий убедился в тщетности этого восстания. Веспасиан и его сын Тит, командовавшие римской армией, относились к нему по- дружески. Флавию разрешили сопровождать римские войска в боевых действиях в качестве очевидца. В середине 70-х годов, по поручению императора Веспасиана Иосиф Флавий написал книгу «Иудейская война».

1. ЗАПАДНАЯ ГАЛИЛЕЯ

Восстание вспыхнуло в Кесарии, но распространилось в Галилею и Иудею. Стратегия римской кампании была связана с географическими особенностями местности. Римляне взяли порт в Птолемаиде и пошли на Галилею. Город Сепфорис, не желавший участвовать в восстании, радушно принял Веспасиана и даже отчеканил монеты, назвавшие его «миротворцем». Йотапата, где быт пленён Флавий, пала после 47-дневной осады.

2. ПРИБРЕЖНАЯ РАВНИНА

Большинство язычников, живших в Кесарии, радушно приняли Веспасиана. На следующем этапе своей экспансии он взял Прибрежную равнину, включая порт Иоппию.

3. ВОСТОЧНАЯ ГАЛИЛЕЯ

Веспасиан отдыхал 20 дней в Кесарии Филипповой у Ирода Агриппы И, того самого Агриппы, который слышал свидетельство Апостола Павла (Деян. 27). Во время археологических раскопок в Кесарии Филипповой были найдены остатки огромного дворца Агриппы. Затем Тит привёл войска из Кесарии у моря через долину Изреель, чтобы атаковать Тарихею на западном побережье Галилейского моря. Иосиф Флавий даёт подробное географическое описание Галилеи. То же самое он сделал и в отношении других регионов, включая Перею, Самарию, Иудею, рифтовую долину Иордана у Иерихона, Мёртвое море и, конечно, Иерусалим. Эта информация представляет большой интерес для географов, историков и археологов. Битва у Тарихеи шла и на Галилейском море. Флавий пишет:

Все озеро было окрашено кровью и полно трупов, ибо ни один человек не вышел живым. Через несколько дней по всей окрестности распространился страшный смрад; не менее ужасен был и вид ее; берега были покрыты обломками судов и раздутыми телами (Война, III.10.9).

Лодка I столетия, найденная в 1986 году и в настоящее время находящаяся в музее кибуца Гиннозар близ Трахеи, могла участвовать в этой битве.

4. ГОЛАН

Римляне захватили Гамлу, основную еврейскую крепость в Голане, где жители прыгали со скал, чтобы не сдаваться захватчикам. В то же время подавлялось сопротивление в долине Изреель и в местах близ горы Фавор. Лидером восстания был Иоанн из Гисхалы в Верхней Галилее. Войска Тита окружили его, но Иоанн, введя противника в заблуждение, бежал в Иерусалим. За ужасную участь, постигшую евреев в последующие несколько лет, Иосиф Флавий винит зилотов таких, как Иоанн из Гисхалы.

5. ПЕРЕЯ

Покорив Галилею и долину Изреель, Веспасиан укрепил свои позиции в восточной рифтовой долине Иордана, особенно в еврейских поселениях Переи (синяя стрелка).

6. ШЕФЕЛА ИУДЕИ

По побережью Веспасиан пришёл в Антипатриду, Лод и Эммаус. Пятый римский легион в Эммаусе закрепился на западных подходах к Иерусалиму.

7. САМАРИЯ и ИЕРИХОН

Самаряне необдуманно приняли участие в восстании. По Транссамарийскому пути Веспасиан привёл войска в Сихем. Он завоевал его и переименовал в Неаполь («Новый город»), от которого взял своё название современный арабский город Наблус. Лёгкость, с которой Веспасиан взял Самарию, показывает открытость региона. Пройдя вдоль восточной ветви Транссамарийского пути (вади Фара) в долину Иордан, Веспасиан взял Иерихон. Расположив в Иерихоне 10-й римский легион, он укрепил восточные подходы к Иерусалиму.

Скорее всего, именно в это время обитатели Кум- рана, вероятно ессеи, спрятали свитки в близлежащих пещерах Иудейской пустыни. Свитки Мёртвого моря из Кумрана состоят из более чем 800 манускриптов, включая около 200 библейских текстов, датируемых между 250 годом до Р.Х. и 70 годом по Р.Х. Большинство текстов отрывочные, хотя некоторые полные, как, например, книга Исаии. Первые свитки были найдены в 1948 году. В свитках представлены все книги Ветхого Завета кроме книги Есфирь. Свитки усилили текстуальное изучение Ветхого Завета, потому что они на 1000 лет старше всех прежде известных текстов Ветхого Завета. А внебиблейские свитки показывают духовное состояние иудаизма в I столетии до Р.Х. и в I столетии по Р.Х.

В конце 68-го года умер император Нерон. В течение 69-го года римский престол занимали четыре императора, но в итоге победителем стал Веспасиан. В Иудее же в 69-м году шла ожесточённая внутренняя борьба между разными группировками. Позже в Талмуде будет сказано, что храм был разрушен из-за «беспочвенной ненависти» среди евреев.

8. ИЕРУСАЛИМ

В 70-м году римскую кампанию возглавил Тит, сын императора Веспасиана. Тит направил Пятый легион к Иерусалиму с запада, 10-й – с востока, а сам повёл 11-й и 15-й легионы к Иерусалиму с севера по водораздельному маршруту (красные стрелки). Он остановился в Гиве Сауловой, где есть стратегически важный уасток, представляющий собой сужение в водоразделе севернее Иерусалима. Войска Тита захватили Иерусалим. Иосиф Флавий пишет, что храм был разрушен 9–10 дня месяца Ав (август) – в тот же день, когда вавилоняне разрушили первый храм (Война, VI.4.5).

После разрушения Иерусалима начались облавы с целью задержания всех лиц, подозреваемых в участии в восстании. Зилоты бежали в крепости Иродион, Махерус и Масада, расположенные в пустыне. Сопротивление зилотов прекратилось на Пасху в 73-м году в Масаде, когда 960 человек, чтобы не попасть в руки к римлянам, совершили массовое самоубийство.