Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Позднее служение в Иудее и Перее 31–32 по Рождеству Христову

Последние шесть месяцев Иисус сосредоточил Своё служение в Иудее и Перее (греч. mpav, «за» Иорданом). Это служение, состоявшее из нескольких посещений Иерусалима, описывают Лука и Иоанн. Лука больше описывает путешествия (Лук. 9:51–18:31), Иоанн же – происходившее, когда Иисус был в Иерусалиме. Матфей и Марк только кратко обобщают этот период и описывают последнее путешествие Иисуса в Иерусалим.

1. ПРАЗДНИК КУЩЕЙ, Иоанна 7–9

Во время Пасхи, Пятидесятницы и Кущей в Иерусалим приходили тысячи паломников со всего Израиля и из-за рубежа. Национальный и религиозный пыл был на подъёме. В середине праздника Иисус появился на публике, уча в храме. Народ был поражён Его словами. Никто никогда не говорил так, как Он (Иоан. 7:14–15, 46).

Во время праздника Кущей священники разливали воду вокруг жертвенника в храме, молясь о дожде и признавая, что его посылает Бог. В последний, великий день праздника, на пике церемонии возлияния воды, Иисус заявил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан. 7:37).

На следующий день Иисус простил женщину, взятую в прелюбодении (Иоан. 8:1–11). Подтверждая Своё заявление, что Он «свет миру» (Иоан. 8:12; 9:5), Иисус послал слепорождённого в купальню Силоам (найденную при раскопках в 2004–2006 гг.), и тот вернулся зрячим.

2. ПУТЬ НА ПРАЗДНИК, Луки 9:51

Иисус ушёл из Иерусалима, но вернулся на праздник Обновления (Ханука). Имя города в Самарии, не принявшего Иисуса, неизвестно (тёмно-красная пунктирная стрелка). Это могла быть Гинея, поскольку Флавий упоминает, что её жители убили евреев из Галилеи, шедших в Иерусалим на праздник (Древн. ХХ.6.1). Мы не знаем, каким путём Иисус шёл в Иерусалим. Он мог идти через Перею и Иерихон (ср. историю с человеком на пути из Иерусалима в Иерихон, Лук. 10:25–37). Публичность Его служения в это время выражается в отправке 70 (Лук. 10:1–12). Многие города в Иудее услышали Евангелие.

3. ХАНУКА, Иоанна 10:22–42

Иисус пришёл в притвор Соломона (двор с колоннами на восточной стороне храма, ср. Деян. 3:11; 5:12) на праздник Обновления, отмечаемый в честь очищения Иерусалима от язычников-греков в 164 году до Р.Х. Там, в эмоционально напряжённой ситуации иудеи спросили Иисуса: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Иисус ответил, что свидетельством были Его слова и чудные дела. Затем Он даже сказал: «Я и Отец – одно» (10:30). Иудейские вожди хотели побить Его камнями или, как минимум, арестовать, но Он уклонился от них и ушёл за Иордан.

4. ПЕРЕЯ, Иоанна 10:40–42 и Луки 16:19–31

Когда Иисус пошёл «за Иордан», это, скорее всего, была не Вифания за Иорданом на территории Ирода Филиппа, а Перея, находившаяся под властью Ирода Антипы. В отличие от иудейских вождей Иерусалима, многие иудеи за Иорданом поверили в Иисуса. Свидетельство Иоанна Крестителя подготовило добрую почву для их веры.

5. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ, Иоанна 11

Иисус был в Перее, когда узнал, что Лазарь болен. Он пробыл там ещё два дня, а затем, вопреки опасности, пошёл в Иудею (Иоан. 11:8, 16). Чтобы попасть в Вифанию, нужно было идти по дороге из Иерихона в Иерусалим (оранжевая стрелка), названной в Ветхом Завете возвышенностью Адуммима (И.Нав. 15:7; 18:17). Вифания находится в 3 км от Иерусалима (Иоан. 11:18), на восточном склоне горы Елеонской. Здесь Иисус воскресил Лазаря, который был мёртв уже четыре дня. Реакцией на чудо с одной стороны был восторг, вера (Иоан. 11:45; 12:17–18) и поддержка народа, ставшая защитой для Иисуса в последнюю неделю в Иерусалиме (Матф. 21:46; Марк. 12:12; Лук. 22:6; Иоан. 12:19). С другой – фарисеи и саддукеи, обычно враждовавшие, объединились в желании убить Его (Иоан. 11:53). Он знал, что должен умереть в Иерусалиме. Воскресив Лазаря, Он объединил силы, которые предадут Его на смерть.

6. УЕДИНЕНИЕ, Иоанна 11:53–57

Зная злые намерения вождей и то, что Его время ещё не пришло, Иисус уединился в селении Ефраим, в 20 км на северо-восток от Иерусалима. Это усилило ожидание того, что Он сделает, поскольку приближалась Пасха.

7. ДЕСЯТЬ ПРОКАЖЁННЫХ, Луки 17:11–19

По пути в Иерусалим Иисус, очевидно, присоединился к паломникам «между Самарией и Галилеей» (синяя пунктирная линия от Ефраима). Дорога идёт через долины Изреель и Харод. Здесь Иисус исцелил 10 прокажённых. Один из них, самарянин, вернулся, чтобы поблагодарить.

8. ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ, Матфея 19:1–3 и Луки 18:15–30

Это было путешествие по рифтовой долине Иордана (синяя стрелка). Паломники предпочитали восточный берег, поскольку путь шёл через Перею, где было много воды в ручьях, текущих с Галаада.

Трудно постигнуть возбуждение и напряжение, царившие в Иисусе по пути в Иерусалим. Каждый вопрос, каждое слово были весомыми. Фарисеи спрашивали Его, когда явится царство Божье. Иисус сказал, что царство Божье прямо перед ними. Затем Он объяснил ученикам, что между Его присутствием сейчас и Его явлением в славе пройдёт время (Лук. 17:20–37). Фарисеи думали, что, задав вопрос о разводе, смогут пошатнуть популярность Иисуса у народа и создать Ему проблемы с Иродом Антипой (Матф. 19:1–3; Марк. 10:1–2). Затем Иисус заявил, что для входа в Царство Божье необходима детская вера, а богатство создаёт непреодолимое препятствие.

9. ВАРТИМЕЙ И ЗАКХЕЙ, Луки 18:31–19:10

Иисус перешёл через Иордан, вероятно, где-то близ Иерихона. По дороге Он снова учил, что идёт в Иерусалим, чтобы умереть и воскреснуть из мёртвых – добавив, что на смерть Его предадут язычники (Матф. 20:18–19).

Жилая и муниципальная части Иерихона были где-то в 3 км друг от друга. Жилая находилась у источника, а муниципальная, на юго-запад, была построена Хасмонеями и Иродом Великим. На первый взгляд в описаниях исцеления этих слепых есть противоречие. Но более близкий анализ показывает факты, представленные с разных точек зрения. Слепые, одного звали Вартимеем, сидели у дороги между двумя районами города. Иисус «выходил» (Матф. 20:29; Марк. 10:46) из жилой части, но «подходил» (Лук. 18:35) к муниципальной. Исцелив Вартимея, Он затем изменил жизнь мытаря Закхея в муниципальной части.

Наставлениями и чудесами Иисус подготовил сцену для последней недели служения в Иерусалиме и усилил ожидания людей. Его популярность временно помешала замыслам вождей (Матф. 26:4–5). Однако Он знал, что в конце недели будет предан на смерть (Лук. 22:15; Матф. 26:1–2; 20:17–19). В последний раз Он прошёл от Иерихона к Иерусалиму, прибыв в Вифанию за 6 дней до Пасхи.