Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Давид и Саул (конец 11 столения до Рождества Христова)

ПОБЕДА ДАВИДА НАД ГОЛИАФОМ, 1 Царств 17

Шефела – это буферная зона между филистимской Прибрежной равниной и Нагорной местностью Иудеи. Поэтому не удивительно, что битва Давида с Голиафом произошла именно в Шефеле. Филистимляне развернулись у западного и южного краёв долины Эла в городах Азек, Ефес-Даммим и Сохо (чёрные стрелки, ср. карту 1–11). Победа филистимлян открыла бы им доступ к маршрутам Нагорной Иудеи, ведущим к Вифлеему и Хеврону. Филистимляне могли бы отрезать Иудею от царства Саула с центром в колене Вениамина. Успех Саула в этой битве полностью зависел от поддержки Иудеи.

Саул, должно быть, расположил свои станы на холме в Нагорной местности, что на северной стороне долины Эла. Давид с передачей для братьев шёл из Вифлеема вдоль хребта Хуша в долину Эла, преодолев 25 км, что занимало почти целый день ходьбы (синяя стрелка). Камнем, взятым из ручья в долине Эла, он победил Голиафа, вероятно, близ Сохо. Израильтяне преследовали филистимлян до Екрона и Газы. В этих местах при раскопках были найдены остатки филистимских городов. Из недавних находок в Гефе (телль эль-Сафи) особый интерес представляет филистимская надпись, в которой, по мнению археологов, упоминается имя Голиафа. Она датируется 900 годом до Р.Х., более чем 100 лет спустя после дней библейского Голиафа, но всё же она подтверждает реальность библейского описания.

БЕГСТВО ДАВИДА ОТ САУЛА

Вместо того чтобы заниматься царскими делами, Саул, полный зависти и страха, гонялся за Давидом (1Цар. 18:6–9). Числа в квадратах показывают места, в которые Давид убегал от Саула. Многие географические подробности служат свидетельством исторической реальности событий.

1. Гива, 1 Царств 18:10–19:17

Ведомый злым духом, Саул в безумстве метался между клятвами жизни и смерти в отношении Давида.

2. Рама, 1 Царств 19:18–24

Планы Саула настичь Давида в Раме, в доме Самуила, были разрушены Духом Божьим и притом весьма необычным способом.

3. Гива, 1 Царств 20

На полях близ Гивы Давид и Ионафан заключили завет дружбы.

4. Номва, 1 Царств 21:1–9

Давид вошёл в скинию в Номве, на горе Елеонской, ел там хлебы предложения (ср. Матф. 12:3–4) и взял меч Голиафа.

5. Геф, 1 Царств 21:10–15; Псалмы 55 и 33

План Давида получить убежище у филистимлян не сработал. Филистимляне поймали Давида, и он так сильно испугался за свою жизнь, что притворился безумным, дабы спастись. Псалом 55 был написан, «когда филистимляне захватили его в Гефе» (55:1). Он повествует о вере в Бога и в Его Слово в моменты страха (ср. Пс. 33).

6. Одоллам, 1 Царств 22:1–2

Давид убежал из Гефа в пещеру Одоллам, находившуюся между Нагорной местностью и Шефелой. Это нейтральная территория как географически, так и политически. На этой пограничной территории Давид нашёл убежище и от Саула, и от филистимлян. Вероятно, здесь были написаны Псалмы 33 и 56.

7. Моав, 1 Царств 22:3–4

Убежище для своих родителей Давид нашёл в Моаве, на родине своей прабабушки Руфи. Из Вифлеема Давид, наверняка, шёл по горному маршруту к Мёртвому морю и Эн-Геди и вошёл в Моав через полуостров Лисан.

8. Убежище, 1 Царств 22:4–5

Из Моава Давид пришёл в Убежище (Метсуда). Это могла быть крепость в пустыне, сегодня известная под именем Масада, представляющая собой каменистое плато размером 600 на 200 метров, возвышающееся на 300 метров над пустыней. Скалы, как Масада, стали вдохновением для слов Давида в Псалмах 17, 30, 60, 61 и 62: «Господь – твердыня моя и прибежище (метсуда) моё, Избавитель мой, Бог мой, скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё» (Пс. 17:3).

9. Лес Херет, 1 Царств 22:5–23

По совету пророка Гада Давид ушёл из Убежища и пришёл в лес Херет (местонахождение неизвестно). В это время Саул предположил, что первосвященник Ахимелех вступил в сговор с Давидом, поэтому он убил Ахимелеха и 85 других священников, а затем разрушил город Номву. Авиафар, сын Ахимелеха, бежал к Давиду.

10. Кеиль, 1 Царств 23:1–14

В Кеиле в Шефеле филистимляне грабили гумна. Давид спросил Господа, стоит ли ему вмешаться. До этого времени Давид не пытался самостоятельно защищать Израиль. Похоже, на его решение повлияло истребление Саулом Номвы и её священников. Давид оказал помощь Кеилю, и в то время, когда он был там, к нему присоединился священник Авиафар, который «принёс собой и ефод» (одеяние священника с уримом и тумми- мом?). Но жители Кеиля по-прежнему оставались верными Саулу. Давид спросил совета у Господа и, получив ответ, ушёл в пустыню Зиф юго-восточнее Хеврона.

11. Пустыня Зиф, 1 Царств 23:14–28

В пустыне Зиф Ионафан отыскал Давида и ободрял его там. Под Иесимоном («бесплодное место»), вероятно, имеется в виду восточная часть Иудейской пустыни, круто спускающаяся к Мёртвому морю. Из уважения к Саулу, либо из страха перед ним, зифеи (из Иудеи!) рассказали ему о местонахождении Давида. Описанию соответствует и география региона – хребты и горы, окружённые крутыми каньонами. Давид и его люди были с одной стороны горы, а Саул и его армия – с другой. В последний момент Саул прекратил погоню, чтобы остановить набег филистимлян на другом фронте. Гора была названа «Скала разделения», поскольку она отделяла войска Саула от Давида.

12. Эн-Геди, 1 Царств 24:1–25:1

Эн-Геди («источник козлёнка») – фактически единственный оазис на западном побережье Мёртвого моря. Возле нескольких источников свежей воды и у водопадов в районе Эн-Геди могут отдохнуть и люди, и животные. В поисках Давида Саул пришёл с 3 тысячами воинов к Камням горных козлов. Дикие козлы встречаются в оазисе и сегодня.