Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Иаков и Иосиф 1930–1876 до Рождества Христова

1. ИАКОВ ИДЁТ В АРАМ, Бытие 27–28

Хитрость Иакова и его матери Ревекки, как и последующее благословение Иакова Исааком, произошли в районе Вирсавии (Быт. 28:10). В страхе за свою жизнь и в поисках жены для себя Иаков вышел по Дороге Патриархов в Месопотамию (или Паддан-Арам, см. оранжевые стрелки). Путешествуя по главной дороге горного водораздела, он остановился на ночлег и во сне увидел ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, соединяющей небо и землю. Как и в случае с Авраамом и Исааком, Господь пообещал Иакову потомков, земли и благословения, которые получат народы, благословляющие его (Быт. 28:13–14; 22:17–18; 26:3– 4). Иаков назвал это место Вефиль, «дом Божий». Здесь призывал Господа и дедушка Иакова, Аврам (Быт. 12:8).

В Паддан-Араме (на границе современных Сирии и Турции) Иаков на протяжении 20 лет служил у своего дяди Лавана (Быт. 29–30). Его семья и скот умножались. В Обетованную Землю он вернулся с двумя жёнами, двумя наложницами, 12 детьми и множеством скота.

2. ИАКОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ, Бытие 31:17–33:19

Иаков убежал от Лавана через Галаад (пунктирная и непрерывная синяя стрелка). Когда Лаван догнал его, они заключили союз, отразив его в названии региона – Галаад (Гал-эд, «груда свидетелей») и этого места – Мицпа («сторожевой столб», Быт. 31:46–50). Иаков, по-видимому, повернул на юг от каньона реки Иавок и перешёл реку вброд у холмов-близнецов, руин Тулул Дахаба («золотые холмы»). Между руинами этих холмов течёт река Иавок. В Маха- наиме («станы»), на южной стороне Иавока, Иаков видел Божьих ангелов. Там он узнал, что его брат Исав идёт навстречу ему, и с ним четыреста человек (красная стрелка). Иаков думал, что Исав вышёл, дабы воспрепятствовать его возвращению в Обетованную Землю, поэтому, чтобы задобрить брата, в качестве подарков послал ему стада.

В ту ночь Иаков перешёл вброд реку Иавок, отправив семью вперёд (Быт. 32:22–23). Оставшись один, он встретил «человека», который боролся с ним до рассвета. Иаков понимал, насколько отчаянным было его положение, и не отпускал «человека» (т.е. Бога), пока Тот не благословил его. Как итог этого поединка, Иаков получил новое имя – Израиль. Это событие, похоже, было для него наподобие обращения, поскольку теперь Иаков («хитрец») стал называться Израилем («правящий с Богом» или «Бог правит»). Он назвал это место Пенуэл («лицо Бога», Быт. 32:31).

За время разлуки Иакова с Исавом в сердцах братьев произошли перемены. Раньше братья были в ссоре, но теперь между ними был мир. Божье благословение Иакова принесло пользу и его брату (Быт. 33:11). Затем Исав вер нулся на гору Сеир, где его потомки впоследствии создали Едомское царство. Иаков остался у Сокхофа («шалаши»), где построил себе дом и шалаши для стад (Быт. 33:17).

Позже Иаков переселился в Сихем, в нагорной части Обетованной Земли. Самый удобный путь туда – через долину вади Фара, простирающуюся от Рифтовой долины до холмов близ Фирцы и Сихема. Большая часть вади Фары – широкая, плодородная долина, через которую открывается удобный путь в нагорную местность (впоследствии ставшую известной как Самария). В одном месте долина сужается не более чем на 50 метров в ширину. Именно этим маршрутом шёл Иаков. Этот важный маршрут, соединяющий Галаад с Самарией, использовался в более поздние периоды библейской истории (напр., 3Цар. 12:25).

Какое-то время Иаков оставался в Сихеме. Там он приобрёл участок земли (Быт. 33:19; И.Нав. 24:32; Иоан. 4:5– 6), но после событий, связанных с его дочерью Диной и сыновьями Симеоном и Левием, ушёл оттуда (Быт. 34). Иаков вернулся в Вефиль, где Бог подтвердил Свой завет с ним (Быт. 35:9–15). По пути в Ефрафу/Вифлеем во время родов Вениамина умерла Рахиль. Традиционно считается, что Рахиль похоронена возле Вифлеема Иудейского. Однако Библия повествует, что Рахиль была похоронена на территории Вениамина, севернее Иерусалима (1Цар. 10:2; Иер. 31:15). Ефрафа/Вифлеем, связанный с погребением Рахили, должен быть Вифлеемом Вениаминовым, а не Иудиным (Быт. 35:21; Езд. 2:21). Лингвистически название «Ефрафа» сохранилось в источнике Парат/Паратон, к которому, возможно, направлялся Иаков, чтобы обойти ханаанские города и напоить свои стада. Чёрная точка на карте предположительно является местом погребения Рахили. Там были найдены гробницы периода хананеев, известные как «гробницы сынов Израилевых».

Похоронив Рахиль, Иаков продолжил идти на юг вдоль водораздела в нагорной местности. Он прошёл возле Мигдал Эдера (Иерусалим; Быт. 35:21; ср. Мих. 4:8), что является дополнительным подтверждением захоронения Рахили на территории, впоследствии ставшей частью земель Вениамина. Иаков вернулся к отцу Исааку в Мамре- Хеврон, который там умер и был похоронен (Быт. 35:27–29).

3. ИОСИФ ИДЁТ В ЕГИПЕТ, Бытие 37

Сыновья Иакова пасли стада возле Сихема. Из Хеврона Иаков послал Иосифа узнать, как идут дела у его братьев (Быт. 37:14). Иосиф шёл из Хеврона в Сихем по маршруту Центрального хребта (Дорога Патриархов). Из Сихема Иосифа направили в Дофан, где братья бросили его в ров, чтобы затем избавиться от него. Город Дофан находится на пути, связывающем долину Изреель с равниной Шарон. Иосифа продали измаильтянским купцам, шедшим по Прибрежному пути в Египет. Прибрежный путь, также называвшийся путём Приморским, проходил через города Афек и Газа (зелёная стрелка).

4. ИАКОВ И ЕГО СЕМЬЯ ИДУТ В ЕГИПЕТ, Бытие 45:25–46:7

В Египте Иосиф прошёл путь от раба до вице-премьера (Быт. 39–45). Голод в Ханаане вынудил его братьев отправиться в поисках пищи в Египет. Иаков/Израиль узнал, что Иосиф не только жив, но и управляет всем Египтом. По пути в Египет Израиль остановился в Вирсавии, где Бог вновь подтвердил ему Свои обещания (коричневая стрелка). Израиль пришёл в Египет в 1876 году до Р.Х. (Merrill 31, 49–55). За 430 лет пребывания там семья Израиля стала народом (Быт. 15:13; Исх. 12:40–41).