Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Елисей, Иорам, Ииуй: отношение с Сирией и Ассией 850–841 до Рождества Христова

1. Родина Елисея, 3 Царств 19:15–21

Елисей (букв, «мой Бог спасает») был родом из Авел- Мехолы («луг танца») в низовье Иорданской равнины, южнее Беф-Сана. Он пахал поля в этой местности, когда Илия бросил на него свою милоть. Евр. слово адерет, переведённое как «милоть», может означать «слава».

2. Вознесение Илии на небо, 4 Царств 2:1–14

Ситуация в Израиле в это время была трудной. Ахав погиб на войне, но Иезавель ещё жила. Сын Ахава Охозия обратился за исцелением к божеству Веельзевулу, однако умер. Война с Сирией продолжалась, и другой его сын, Иорам, начал подавлять мятеж в Моаве (карта 6–4).

Илия и Елисей покинули Нагорную местность, идя вниз по хребту из Вефиля в Иерихон. Они чудесным образом перешли Иордан и вышли на равнины Моава, где на горе Нево умер Моисей. Здесь огненная колесница взяла Илию и понесла в вихре на небо. Елисей получил милоть Илии, символ двойной доли духа Илии.

3. Очищение источника, 4 Царств 2:19–25

Ударив по воде Иордана, Елисей пришёл в Иерихон. В жарком климате Иорданской долины близ Иерихона, в 240 метрах ниже уровня моря, жизнь сильно зависит от воды. Каким-то образом источник в Иерихоне загрязнился. Любопытно, что Елисей очистил источник, бросив в него соль. Скорее всего, это тот источник, который течёт из подножия древнего холма (телль эс-Султан) и питает водой Иерихон до сегодняшнего дня.

На пути к Вефилю (тёмно-красная стрелка) подростки посмеялись над лысиной Елисея. Две медведицы вышли из леса и растерзали (или «разорвали») 42 из них.

4. Елисей на горе Кармил, 4 Царств 2:25 (ср. 4:25)

Елисей пришёл на Кармил, где ранее было явлено превосходство Яхве и ничтожество Ваала.

5. Елисей снабжает водой в битве, 4 Царств 3:11–27

Елисей чудесным образом снабдил водой коалицию Иорама, Иосафата и Едома (см. карту 6–4).

6. Чудеса Елисея, 4 Царств 4:8–37

Путешествуя через долины Харод и Изреель, Елисей останавливался в семье в Сонаме, на полпути между Авел- Мехолой и горой Кармил. Позже, когда в этой семье умер сын, Елисей пришёл с Кармила и воскресил мальчика. Елисей также велел Нееману, генералу сирийской© армии, семь раз омыться в Иордане, чтобы очиститься от проказы. Нееман стал поклоняться Яхве. Елисей также заставил железный топор всплыть со дна Иордана (4Цар. 5–6).

7. Огненные колесницы и сирийцы, 4 Царств 6:8–23

В военной разведке не было никого лучше Елисея. Он мог сказать царю Израиля Иораму наперёд, где и когда будут нападать сирийцы. Сирийский царь послал в Дофан войска взять Елисея. Пророк не испугался, поскольку на холмах в его защиту было много коней и огненных колесниц. Сирийские войска были ослеплены, и Елисей привёл их в центр Самарии, где их хорошо приняли. Но Венадад неправильно истолковал этот жест доброты, поскольку после этого вместо маленьких отрядов мародёров привёл в Самарию всю свою армию.

8. Осада сирийцами Самарии, 4 Царств 6:23–7:20

Осада Самарии (зелёные стрелки к городу и от него) привела к такому ужасному голоду, что люди стали поедать друг друга. Но однажды Елисей предсказал, что на следующий день голода не будет, что и случилось. Сирийцы поспешно отступили, решив, что на помощь Израилю идут египтяне и хетты. Вся дорога до Иордана была усыпана брошенными вещами.

9. Ииуй – царь Израиля, 841 г. до P.2L, 4 Царств 8–9

Елисей предсказал, что после Венадада царём Сирии станет Азаил. Он будет править долго (841–801 гг. до Р.Х.) и принесёт Израилю много зла (карта 7–1). Смену власти в Дамаске Израиль рассматривал вначале как возможность вернуть Рамоф Галаадский. Царь Иуды в это время Охозия «ходил путём дома Ахава, и делал неугодное в очах Господних» (4Цар. 8:27). Охозия пошёл с Ио- рамом, царём Израиля, на войну против Азаила. Иорам был ранен в битве и уехал в Изреель для восстановления. Охозия посетил его там. Всё было готово для одного из самых драматических событий в истории Израиля.

В Рамофе Ииуй был помазан быть следующим царём Израиля. Он не тратил времени зря и отправился из Галаада по долине Харод в Изреель (красная стрелка). Иорам и Охозия встретили его на поле Навуфея, что, должно быть, было на восток от города. Иорам был ранен в сердце и брошен там же на поле. Охозия, раненый возле Ивлеама, умер в Мегиддо. Иезавель в Изрееле была выброшена из окна. Когда Ииуй всё-таки решил похоронить её, от неё остались только череп, ноги и кисти рук. Пророчества Илии сбылись до единого слова.

В 4Цар. 10 записано, как Ииуй истребил остаток дома Ахава и искоренил в Израиле поклонение Ваалу. Однако он следовал греху Иеровоама – извращённой форме поклонения Яхве с золотыми тельцами в Вефиле и Дане.

10. Стела Тель-Дана

Стела Тель-Дана – это обрывочная арамейская надпись на трёх кусках базальтового камня, найденная при раскопках ворот Железного века в Дане. Самый большой кусок (35 х 25 см) был найден в 1993 году, два меньших – в 1994.

Эта надпись – выдающаяся параллель с повествованием Библии. Хотя имена царей Иуды и Израиля отрывочны, титулы их полные. Царь Сирии Азаил хвалится уничтожением Иорама... царя Израиля и Охозии... из дома Давида. Хотя на самом деле их убил Ииуй, можно понять, почему Азаил приписал это себе. Успешные набеги на Израиль (4Цар. 10:32–33) позволили ему, хвалясь успехами, установить эту стелу (зелёная стрелка от Сирии к Дану).

Археологические доказательства, язык и содержание надписи помогают датировать текст периодом сразу после чистки Ииуя в 841 году до Р.Х. В это время царь Сирии мог заявить о победе и над царём Израиля, и над домом Давида. Как и Моавитский камень, надпись Тель-Дана имеет особое значение, поскольку в ней упоминается дом Давидов, что служит внебиблейским доказательством существования второго царя Израиля.

11. Салманасар III, царь Ассирии, нападение на Дамаск и дань с Ииуя, 841 год до Р.Х.

Этот год был очень значимым в библейской истории. Во-первых, чистка Ииуя покончила с поклонением династии Амврия Ваалу. Во-вторых, царица Иудеи Гофо- лия попыталась уничтожить, хотя и безуспешно, дом Давидов. И, наконец, царь Ассирии Салманасар III провёл кампанию против Дамаска, Финикии, Голана и Галилеи (чёрно-жёлтые стрелки от Ассирии). Ииуй стал вассалом Ассирии в тот же год, как стал царём. На Чёрном обелиске Салманасара Ииуй изображён поклоняющимся с данью царю Ассирии (ANET 280–281).