Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Вавилонская империя 626–529 до Рождества Христова

Вавилон завоёвывает Ассирию

В 626 году до Р.Х. Набопаласар, основатель Нововавилонской империи, захватил город Вавилон. В 612 году до Р.Х. он завоевал Ниневию, столицу Ассирии. Остатки ассирийской армии перегруппировались в районе городов Харрана и Кархемиса, расположенных в северо-западных притоках Евфрата (см. карту), но были разбиты вавилонской армией в 609–605 годах до Р.Х. Во главе победившей в Кархемисе армии стоял наследный принц Вавилона Навуходоносор.

Расширение Иудеи при правлении Иосии

Падение Ассирии в 630–610 годах до Р.Х. совпадает с усилением позиции Иудеи при правлении царя Иосии (640–609 гг. до Р.Х.). Пока Ассирия боролась с Вавилоном на востоке, Иосия расширял влияние Иудеи дальше Вефиля в Самарию, Галилею и на Прибрежную равнину (2Пар. 34:6). Но не один Иосия был заинтересован в заполнении вакуума власти, оставленного в Леванте Ассирией. Из Египта пришёл фараон Нехао, чтобы помочь ассирийцам остановить вавилонское вторжение у Кархемиса на Евфрате (Иер. 46:2). Иосия противостал фараону Нехао у Мегиддо, стратегически важного пункта на Международном пути. Он надеялся предотвратить установление египетского господства в местах, недавно оставленных Ассирией.

К великой печали Иуды фараон Нехао убил Иосию у Мегиддо (2Пар. 35:20–25). Но господство Нехао над Обетованной Землёй длилось всего лишь несколько лет. Как и предсказал пророк Иеремия (Иер. 46), войска фараона Нехао были разбиты не только в Кархемисе, но и дома в Египте. Новым хозяином Ближнего Востока стал Навуходоносор из Вавилона.

Нововавилонские цари Набопаласар 626–605 гг. до Р.Х.

Навуходоносор 605–562 гг. до Р.Х.

Евил-Меродах 562–560 гг. до Р.Х.

Нериглассар 560–556 гг. до Р.Х.

Лабаши- Мардук 556 г. до Р.Х.

Набонид 555–539 гг. до Р.Х.

Валтасар 539 г. до Р.Х.

Завоевание Иудеи Вавилоном

В 605 году до Р.Х. в битве у Кархемиса вавилонский царь Навуходоносор нанёс решающий удар по Ассирии и быстро изгнал войска египтян из всего Леванта, включая Израиль.

Последние 20 лет существования Иудеи прошли под вопросом: подчиняться Вавилону или нет. Отказ подчиниться влёк за собой быстрое возмездие. Вавилон вторгался в Иудею в 605, 601 и 597 годах, и полностью разрушил её в 586 году до Р.Х. В царских архивах Вавилона, называемых Вавилонскими летописями, сказано, что Навуходоносор осадил Иерусалим, снял Иехонию и поставил вместо него Седекию, ставшего последним царём Иудеи. Навуходоносор также захватил в городе много трофеев и унёс их с собой в Вавилон (ANET 563–64, «Иерусалимская летопись», 597 г. до Р.Х.). В Вавилонских летописях 594–557 годов до Р.Х. есть пробел, поэтому записи в нём о падении Иерусалима в 586 году нет. Археологические раскопки, проводившиеся в слоях сожжённого Иерусалима, и найденные там артефакты подтверждают разрушение и сожжение города вавилонянами.

«Ибо Я обратил лицо Моё против города этого, – говорит Господь, – на зло, а не на добро; он будет предан в руки царя вавилонского, и тот сожжёт его огнём» (Иер. 21:10).

Разрушение Иерусалима и храма стало переломным событием в истории Израиля как нации. Для евреев наступило время перемен и переоценки ценностей. Слава Яхве покинула храм в Иерусалиме (Иез. 11:22–23), город I и храм были разрушены, народ – в изгнании, династия f Давида мертва или в цепях, институт священства в руи- 5 нах. Почему так произошло? Авторы Священного Писания, включая главного пророка того времени Иеремию, объясняют это разрушение и изгнание как наказание за i неверность завету с Богом. Хотя суд и был строгим, не вся надежда была потеряна. Те, кто верил пророкам, ( знали, что Яхве, как Владыка над народами, для дости- I жения Своих целей снова восстановит и благословит j Свой народ.

Падение Вавилона

Вавилонское царство просуществовало не долго, меньше ста лет (629–539 гг. до Р.Х.). Менее чем через пятьдесят лет после того, как Вавилон разрушил Иерусалим, он f и сам был сокрушён в 539 году до Р.Х. царём Персии Киром Великим.

«Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» (Ис. 21:9).

Падение Вавилона, предсказанное пророками, наступило (Ис. 21:9; 47:1; Иер. 50–51). Всевышний управлял царствами, и Вавилонское царство стало одним из тех, что по Его слову пришло и ушло (Иер. 25:9). Вавилонский царь Набонид перенёс свою резиденцию в Тейму на границе с Аравией, оставив своего сына Валтасара в Вавилоне управлять делами государства. Вскоре Валтасар . увидел надпись на стене своего дворца, истолкованную Даниилом как неизбежный конец Вавилонского царства j (Дан. 8). Царь Персии Кир Великий завоевал Вавилон. Согласно надписи на Цилиндре Кира (артефакте, обнаруженном при раскопках в Вавилоне), город был взят с малым сопротивлением (ANET 315–316).

Обобщение: Ассирия и Вавилон

Два месопотамских царства, Ассирия и Вавилон, одно за другим возвышались и правили Ближним Востоком около 100 лет каждое. Эти две сильные империи при- j, несли проблемы еврейским царствам, находившимся в Обетованной Земле. Первое месопотамское царство (Ассирия) завоевало и увело в плен Северное царство Израиля. То же самое сделал с Южным царством Иуды и Вавилон. Библейские пророки рассматривали возвыше- I ние этих царств как Божий полновластный суд над Своим избранным народом. Бог сказал их праотцам о том. что неверность завету приведёт к изгнанию народа из земли (Втор. 4:25–27; 28:63–64; 4Цар. 17:5–23). Но изгна- ние было не концом, а только средством наказания. По- * каявшиеся евреи смотрели в будущее на восстановление в своей земле, когда Бог будет использовать этот народ для достижения Своих целей.

С падением Вавилона центр международной власти сместился дальше на восток в Персию (современный Иран), и для евреев в изгнании наступала новая эпоха. Персидский царь Кир разрешил им вернуться домой в Обетованную Землю.