Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Падение Самарии 772 до Рождества Христова

И прогневался Господь сильно на израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина (4Цар. 17:18).

1. Падение Самарии: 722 год до Р.Х., 4 Царств 17 и 18:9–12

Последним царём Израиля был Осия (732–722 гг. до Р.Х.). Библия и ассирийские записи показывают, что он взошёл на престол, фактически будучи назначенцем Феглафелласара III (карта 7–5). Когда следующий царь Ассирии, Салманасар V, был занят подавлением восстаний, вспыхнувших в Вавилонии, Осия решил, что наступил подходящий момент для свержения ассирийского ига. Он перестал платить дань и обратился за помощью к царю Египта Сигору (4Цар. 17:3–4).

План Осии не сработал. Салманасар Y вернулся в 725–724 годах, чтобы восстановить порядок. Царь Осия был взят в плен, а город Самария – осаждён. Три года город держал осаду, но в 722 году пал (красный знак противостояния). Существует неясность в отношении того, какой именно царь Ассирии взял Самарию, поскольку Салманасар V умер, и в год падения Самарии его сменил Саргон II. От Салманасара записей об этом не осталось, но Саргон приписал это завоевание себе, хотя Самария, возможно, уже пала к тому времени, когда он взошёл на престол:

Я осадил и завоевал Самарию, увёл как добычу её 27290 жителей... Я поставил над ними своего чиновника и обложил их данью прежнего царя (ANET 284–285).

Политические и богословские причины падения Израиля

Падение Самарии – переломное событие в истории Израиля. Северное царство просуществовало 210 лет, с 933 до 722 г. до Р.Х. Двадцать царей из 10 династий сидели на его престоле. Израиль и другие народы, проживавшие в Леванте, политически были слишком слабы противостоять экспансионистской политике и военной мощи Ассирии. С богословской точки зрения пророки и автор 4-й книги Царств объясняли падение Израиля как следствие продолжающегося греха против Яхве. В книге Судей люди были, как хананеи без царя, а теперь они стали, как хананеи с царём.

2. Переселения

В соответствии с политикой Ассирии население Самарии было переселено в разные места империи. Другие завоёванные народы были перемещены в Самарию. Цель этих переселений состояла в том, чтобы подавить у побеждённых народов желание бороться за свою независимость.

Ассирийское переселение породило идею о «десяти потерянных коленах Израиля». В 4-й книге Царств говорится, что депортированные израильтяне жили в трёх местах: «В Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах индийских» (4Цар. 17:6; 18:11; карта 7–4). В те же места были ранее переселены и колена из-за Иордана (1Пар. 5:26). Хавор – это, вероятно, современная река Хабур в верховьях Евфрата, которая течёт в 100 км на восток от древнего Харрана. Гозан – это либо место, либо регион вдоль этой реки. Местонахождение Халаха неизвестно, хотя некоторые считают, что он находится в Курдистане (север Ирака). Города индийские находятся ещё дальше на восток.

Ассирийцы также переселяли людей на завоёванные ’ израильские земли. Следствием ассирийских переселений стала у пророка Исаии ссылка на «Галилею языческую» (Ис. 9:1). Людей переселяли туда из Вавилона ц севера Сирии (Авва, Емаф и Сепарваим; 4Цар. 17:24). Царь Ассирии отправил израильского священника обратно в Вефиль учить новоприбывших, как чтить считавшегося местным Бога Яхве. Результат был разнородным: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4Цар. 17:33).

Пророк Исаия в Иудее видел, как эти язычники селились на севере, и констатирует, что некоторые из них пришли к живой вере в Бога Авраама:

Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа»... «Сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения её и твёрдо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы. Всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моём, ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:3, 6–7).

Эти стихи показывают, что так называемая книга «Второго Исаии» (главы 40–66) была написана в VIII столетии до Р.Х.

3. Прибрежные кампании Саргона II в 720 и 713 годах до Р.Х., Исаии 20; 30:1–5 и 31:13 

В 720 году до Р.Х. на Прибрежной равнине началось восстание против ассирийского господства. Ахаз в Иудее не участвовал в восстании. Саргон II дошёл до Рафии, южнее Газы, «разрушил её стены и сжёг её» (ANET 285).

В 713 году до Р.Х. другое восстание привело Саргона на Прибрежную равнину. На этот раз во главе восстания стоял царь Азота, заручившийся поддержкой Египта. Саргон пишет:

Азури, царь Азота, замыслил не платить больше дань и разослал письма, полные вражды против Ассирии, царям, живущим поблизости... Я осадил и захватил города Азот, Геф и Асдидимми (ANET 286).

И вновь Библия и ассирийские записи пересекаются. Пророк Исаия упоминает «год, когда Тартан пришёл к Азоту, быв послан от Саргона, царя ассирийского, и воевал против Азота, и взял его» (Ис. 20:1). В это время новым царём Иудеи был Езекия (715–686 года до Р.Х.). Несомненно, Азот и Египет хотели, чтобы Иуда присоединился к антиассирийскому восстанию. Пророк Исаия увещал Езекию не надеяться на Египет. В виде наглядного примера, Исаия снял свои сандалии и вре- тище, приняв образ пленника («нагой» не обязательно означает полную наготу; ср. 2Пар. 28:15; 1Цар. 19:24). Скорее всего, Исаия делал это не постоянно, но периодически прибегал к этому образу на протяжении трёх лет. Исаия, используя в своей одежде стиль узника, показывал, что Египет и любой, кто поверил в его помощь, будет уведён как пленник в Ассирию.

К 712 году до Р.Х. весь Левант, за исключением Иуды в Нагорной местности, был под контролем Ассирии. Большими чёрно-жёлтыми буквами показаны области Ассирии (напр., МЕГИДДО).