Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Езекия против Саннахирима 705–701 до Рождества Христова

1. Религиозные реформы и восстание Езекии, 4 Царств 18:1–6; 2 Паралипоменон 29–31

«Теперь у меня на сердце – заключить завет с Господом, Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего» (2Пар. 29:10).

20 лет правления Ахаза в Иудее царил религиозный, политический и нравственный упадок (735–715 годы до Р.Х.). Всё изменилось, когда на престол взошёл его сын Езекия (715–686 гг. до Р.Х.). Езекия провёл самые значительные реформы из когда-либо бывших в Иудее. Они включали: 1) очищение храма от идолов; 2) празднование Пасхи от Дана до Вирсавии так, «что со дней Соломона, сына Давида... не бывало подобного этому в Иерусалиме» (2Пар. 30:26); 3) разрушение высот (археологические раскопки в местах как Арад и Вирсавия доказывают разрушение высот Езекией); и 4) общенациональную реорганизацию духовного руководства и обучения.

Восстание Езекии против Ассирии, 4 Царств 18:7–8; 2 Паралипоменон 32:1–8, 27–30

Когда в 705 году до Р.Х. умер Саргон II и на престол взошёл его сын Сеннахирим, государства на западе и на востоке попытались сбросить ассирийское иго. Исаия призвал Иуду не надеяться на других в борьбе против Ассирии. Он сказал, что Иуда может выжить, доверяя Яхве, а не людям, даже таким как цари Вавилона и Египта (Ис. 30:1–5; 31:1–3; 39:1–8; 40:10–15; 4Цар. 20:12–19). Но Езекия решил, что момент был удобным, и «отложился... от царя ассирийского, и не стал служить ему» (4Цар. 18:7).

Езекия сделал практические приготовления для восстания против Ассирии. Археологические находки 2700 лет спустя подтверждают эти приготовления: 1) более 2000 «принадлежащих царю» (ламелех) печатей свидетельствуют об успешных экономических приготовлениях Езекии; они были найдены на ручках больших сосудов для хранения в 70 разных местах в Израиле; 2) «широкая стена» в Иерусалиме, защитная стена толщиной в 7 м, ограждала Западный холм города; 3) «туннель Езекии» (длиной в 533 м, пробитый под городом Давида) нёс воду от источника Гион до купальни Силоам. Надпись в шести строках (66 х 22 см, находящаяся в Стамбульском музее), высеченная в стене туннеля палеоеврейскими буквами, описывает, как строился туннель. Это самая большая памятная надпись о каком-либо из царей Иуды.

Кампания Сеннахирима, 701 год до Р.Х.

Номера 2–5 на этой карте представляют фазы ассирийской кампании. Ассирийские тексты, археология и Библия вполне совпадают в описании этой кампании.

2. Финикия и Прибрежная равнина возле Иоппии

Чтобы изолировать Иудею от Египта и средиземно- морских портов, Сеннахирим захватил Международный прибрежный путь. Он укрепил несколько городов на Прибрежной равнине возле Иоппии, включая Беф-Дагон, Бене-Верак и Азор. Аммон, Моав и Едом на востоке подчинились раньше. Ассирийское кольцо сжималось.

3. Шефела, 4 Царств 18:13–19:8

Сеннахирим обратил внимание на Шефелу Иудеи, последнюю буферную зону, защищающую Нагорную местность. Он взял Екрон и Фимну в долине Сорек. В долине Эла он отметил, что Азек был хорошо укреплён, но, используя стенобитные орудия, он взял и его, и унёс его трофеи (Сеннахирим, «Письмо Богу»). Следующим был Лахис (4Цар. 18:13–14). Сеннахирим украсил в своём дворце в Ниневии зал 20-метровым рельефом, изображающим взятие Лахиса. Сейчас рельеф находится в Британском музее. На нём Сеннахирим изображён сидящим на престоле с надписью над ним:

Сеннахирим, царь мира, царь Ассирии, восседает на престоле, когда перед ним проходят трофеи Лахиса.

4. Угроза Иерусалиму с севера, Исаии 10:28–32

Этой ассирийской угрозой, скорее всего, была большая армия, посланная из Шефелы, во главе с Рабсаком, пришедшим требовать от Езекии полной капитуляции (4Цар. 18:17). Приход ассирийцев описан Исаией с географическими подробностями. Пройдя Аиаф и Мигрон,

В Михмасе он складывает своё снаряжение. Проходят теснину, говоря: «Заночуем в Геве». Рама трясётся! Гива Саулова разбежалась! Вой голосом твоим, дочь Галима. Слушай, Лаис. Бедный Ана- фоф! Мадмена убежала. Жители Гевима ищут убежище. Однако сегодня он остановится в Нове, погрозит кулаком горе храма Сиона, холму Иерусалима (Ис. 10:28–32, перевод автора).

То, что Исаия так подробно описал приход ассирийцев, упоминая теснину через вади Сувенит из Михмаса в Геву, предполагает, что он знал эту местность и был современником события (фото к карте 6–2; ср. 1Цар. 13:23–14:5; карта 5–2).

5. Египет: Тиргак, царь Куша, 4 Царств 19:8–37

Рабсак вернулся в Шефелу с вестью о том, что Езекия отказался сдаться. Тем временем Сеннахирим отошёл от Лахиса и осадил Ливну. Весть пришла, что большая армия, ведомая Тиргаком, царём Египта и Эфиопии, идёт против него с Прибрежной равнины. Сеннахирим писал, что встретил египетско-эфиопскую атаку на равнине Елтеке (ANET 287). Целью Тиргака было отрезать войска Сеннахирима в Шефеле от базы в порту Иоппии.

Сеннахирим писал, что египетско-эфиопская атака была скоординирована с иудеем Езекией. Он также хвастался, что полностью разбил египтян и эфиопов. Поэтому, если вера Езекии в какой-либо мере зависела от помощи египтян, теперь этой помощи не было. По-человечески, он был в отчаянном положении. Сеннахирим писал:

Что касается Езекии, иудея, он не подчинился моему игу. Я осадил 46 его сильных городов, крепости и бесчисленное множество сёл вблизи их, и завоевал их... Его же самого я сделал пленником в Иерусалиме, в его царском доме, как птицу в клетке (ANET 288).

Эта параллель из светского источника ярко показывает дилемму Езекии. Но ни вера Езекии, ни Бог не подвели его. Сеннахирим насмехался над Святым Израиля.

В ту ночь пошёл Ангел Господень и поразил в стане ассирийцев сто восемьдесят пять тысяч. И встал Иуда поутру, и вот всех ассирийцев тела мертвые (4Цар. 19:35, перевод автора).

Мы не знаем точно, где это произошло. Скорее всего, ассирийцы всё ещё находились в Шефеле или на Прибрежной равнине, а не на холмах вокруг Иерусалима (4Цар. 20:32). Из Ис. 10:16–18 можно предположить, что Ангел Господень поразил стан ассирийцев какой-то болезнью. Сеннахирим снял осаду и вернулся в Ниневию, где впоследствии был убит своими сыновьями.