Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Стела Месы: отношение Израиля и Иуды с Моавом и Едомом 850–841 до Рождества Христова

1. Стела Месы

Четыре события, отмеченные на карте 6–4, произошли в течение 12 лет после смерти Ахава (853 г. до Р.Х.). 4-я книга Царств начинается словами: «Отложился Моав от Израиля по смерти Ахава» (1:1). Мятежу Моава поспособствовали занятость Ахава Сирией и его последующая смерть. Найденная в 1868 году в Дивоне стела Месы (Моавитский камень) в 35 строках на чёрном базальтовом камне (124 х 71 см) описывает мятеж Моава. Надпись важна для библейской исторической географии и изучения древних языков. В ней царь Меса хвалится захватом городов и земель на плоскогорье Медевы, севернее реки Арнон. Меса «сделал дорогу через Арнон» – путь, соединяющий плоскогорье с Моавом (ANET 320). Кроме названий мест Меса упоминает царя Израиля Амврия, его сына, колено Гада и дом Давида. Это важное указание на династию Давида, косвенно подтверждающее, что Давид был реальной личностью. Текст на стеле – одна из двух известных древних ссылок на Давида вне Библии. Другая ссылка – в надписи Тель-Дана (карта 6–5). Обе надписи датируются чуть позже 850 года до Р.Х., более чем 100 лет спустя после смерти Давида.

2. Порам (Израиль), Иосафат (Иуда) и Едом объединяются против Моава, 4 Царств 3

Царь Израиля Иорам вместе с Иоасафатом, царём Иуды, и Едомом напал на Моав. Нападение, возможно, произошло до завоеваний Месы, описанных на стеле Месы, и, скорее всего, было реакцией на мятеж Месы. Обойдя укрепления Месы на плато, коалиция Израиля, Иуды и Едома напала с юга, придя «дорогой пустыни Едомской» (тёмно-красная и синяя стрелки от Хеврона вокруг южного края Мёртвого моря до Кир-Харешета). Однако они не рассчитали свои запасы воды по пути через Едом, и только чудесное вмешательство пророка Елисея спасло их от гибели. Возможно, стрелки, показывающие семидневный переход Израиля и Иуды, должны идти дальше на восток, в Едом. Долиной, изобилующей водой, могло быть верховье реки Заред.

Битва закончилась осадой Кир-Харешета, когда царь Моава принёс в жертву собственного сына. Этот поступок вызвал негодование среди наступавших и, таким образом, разрушил союз Израиля, Иуды и Едома.

3. Нападение заиордаиской коалиции на Иосафата через Эн-Геди, 2 Паралипоменон 20

25-летнее правление Иосафата (872–848 гг. до Р.Х.) в Иудее в основном нашло положительный отклик в Библии. Иосафат взыскал Господа, как Давид, взяв за правило, чтобы в его царстве учили закону Господа. Иуда процветал и был безопасен. Хотя его корабли, очевидно, разбились во время бури в Ецион-Гавере, он, как и Соломон, развивал торговлю через юго-восточный порт (3Цар. 22:48). Отрицательная оценка Иоасафата связана с его союзом с Израилем. Его сын женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели. В итоге, культ Ваала в Израиле отрицательно повлиял и на Иудею.

К концу правления Иосафата Моав, Аммон и Едом (г. Сеир) вместе пошли против Иуды. Враг задумал неожиданное нападение через возвышенность Циц, представляющую собой крутой хребет, восходящий от Мёртвого моря у Эн-Геди между нагалом Аругот и нагалом Давид. Маршрут ведёт через пустыню мимо Фекои и соединяется с Дорогой патриархов в Вифлееме. Это единственный маршрут и притом не наилучший, открывающий доступ к Иерусалиму с юго-востока.

Иосафат и вся Иудея кротко взыскали Господа и получили заверение, что Он будет сражаться в этой битве. Идя мимо Фекои к Эн-Геди, царь поставил впереди хор, который пел: «Ходу ла Адонай, кей ле олам асдо, т.е. славьте Господа, ибо вовек милость Его». Что-то заставило коалицию врага распасться; аммонитяне, моавитяне и едомляне обратились друг против друга. Иуде оставалось просто собрать добычу. Возвращаясь в Иерусалим, они назвали долину, вероятно, западнее Фекои долиной Бераха (букв, благословения).

4. Восстание Едома, 2 Паралипоменон 21; 4 Царств 8:16–23

На протяжении более семи лет и царя Израиля, и царя Иуды звали Иорам. Иорам в Израиле был сыном Ахава. Иорам в Иудее был сыном Иосафата. Иорам в Иудее получил крайне негативную оценку. Он женился на Гофолии, дочери Иезавели, убил своих братьев и учредил поклонение Ваалу. При нём Едом вышел из-под власти Иуды и поставил над собой царя. Иорам попытался восстановить контроль над Едомом в битве южнее Мёртвого моря, но едва спас свою жизнь (красный знак противостояния). Затем восстала Ливна (4Цар. 8:22), а филистимляне с аравитянами из Африки напали на Иерусалим, захватив имущество царя и всю его семью (чёрные стрелки). Иорам умер от серьёзной болезни желудка «и отошёл неоплаканный» (2Пар. 21:20).

5. Авдий: суд над Едомом

Правление Иорама в Иудее в середине IX века до Р.Х., скорее всего, было предпосылкой для пророчества Авдия. Едом восстал против владычества Иуды. Затем, когда филистимляне и аравитяне найали на Иерусалим и захватили имущество и семью царя, Едом стоял в стороне и злорадствовал. За такое поведение Авдий предсказал суд над Едомом.

К сожалению, едомляне так и не приняли слов Авдия к сердцу. Сотрудничая с Иудеей, Едом мог получать взаимную выгоду от торговых маршрутов на юго-востоке, но предпочёл воевать. Пользуясь слабым положением Иуды, он снова и снова отнимал у него земли. О захвате иудейских земель филистимлянами и едом- лянами Авдий предсказал, что «завладеют те, которые к югу (Негев), горой Исава, а которые в долине (Шефеле) – филистимлянами» (Авд. 19). В течение ближайших пятидесяти лет его пророчества полностью исполнились (4Цар. 14:7; 2Пар. 26:6; карта 7–2).