Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Политические границы во дни Иисуса (сыновья Ирода и прокураторы)

За пять дней до смерти Ирод Великий убил своего сына-наследника. Вопрос наследования престола «завис». Три других сына Ирода, Архелай, Антипа и Филипп, прибыли в Рим к Кесарю Августу, чтобы предъявить претензии на отцовский престол. Вместо того чтобы отдать царство одному, Август разделил его между тремя.

САМАРИЯ и ИУДЕЯ – АРХЕЛАЙ, затем ПРАВИТЕЛИ, Матфея 2:19–23

Сердце Иудеи и Самарии досталось Архелаю. Он правил всего 10 лет (4 г. до Р.Х. – 4 г. по Р.Х.), прежде чем был выслан. В 6 году по Р.Х. Рим назначил своих представителей власти для руководства Иудеей и Самарией. Главным наместником в дни Иисуса был Понтий Пилат (26–36 гг. по Р.Х.). Правители, или прокураторы, не были иудеями. Их штаб-квартира находилась в Кесарии у моря. У правителей было две основных функции: собирать налоги и поддерживать мир. Это требовало сильного военного присутствия, чему местное еврейское население с его националистическими чаяниями неизбежно противилось.

Когда Иисусу было 12 лет, Он пошёл с родителями из Назарета в Иерусалим на Пасху. Это путешествие произошло вскоре после изгнания Архелая, в начале периода правителей. После Пасхи Иисус остался в Иерусалиме. Через три дня родители нашли Его в храме, разговаривающим с религиозными учителями. Ответ Иисуса родителям показывает, что Он уже осознавал Своё предназначение Мессии (Лук. 2:41–52).

ГОЛАНИТИДА – ФИЛИПП, Матфея 16:13–23

Филипп (4 г. до Р.Х. – 34 г. по Р.Х.) получил земли северо-восточнее Галилейского моря. На одной из территорий Филиппа, в Ватанее (Вифании) за Иорданом (Иоан. 1:28–42), Иисус собрал Своих первых последователей. Филипп перестроил город Паниас у подножия горы Ермон, назвав его Кесарией Филипповой. В этом регионе Иисус рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и умереть (Матф. 16:21).

ГАЛИЛЕЯ и ПЕРЕЯ – АНТИПА, Матфея 14:1–12; Луки 13:31–33; 23:1–12

Антипа (4 г. до Р.Х. – 39 г. по Р.Х.) правил, в основном, на еврейских землях Галилеи и Переи. Иоанн Креститель, нёсший служение в этих местах, обвинял Антипу в прелюбодеянии. Антипа бросил свою жену, наватейку, и женился на Иродиаде. Иродиада тоже развелась с мужем, чтобы выйти замуж за Антипу (Марк. 10:11–12). Описание Иосифом Флавием отношений Иоанна Крестителя с Иродом Антипой является интересной параллелью Новому Завету (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2). Флавий отмечает, что Антипа видел в обвинениях Иоанна политическую угрозу, потому что у Иоанна было много последователей. Поэтому он заключил Иоанна Крестителя в крепости Махерус, на другой стороне Мёртвого моря, а затем убил его. Это одна из тайн путей Божьих, когда Он позволил такому правителю как Антипа преследовать и убить Его вестника. Антипа решил, что Иисус был воскресшим Иоанном Крестителем (Матф. 14:1–2). Когда Антипа угрожал Иисусу, Тот назвал его лисицей (Лук. 13:32). Ирод Антипа, наконец, встретился с Иисусом лицом к лицу в день, когда Иисус был распят. Иисус не сказал ему абсолютно ничего (Лук. 23:8–12). Позже, в 39 году, Антипа был лишён власти и сослан в Гаул. Его земли перешли к его племяннику Ироду Агриппе I.

ДЕСЯТИГРАДИЕ, ФИНИКИЯ, ИДУМЕЯ и НАВАТЕЯ

Десятиградие было основано Помпеем в 62 году д0 1 Р.Х. как восточный форпост Римской империи. Земли: Десятиградия простирались от юго-восточной оконеч- j ности Галилейского моря (города Хиппос и Гадара) ц ; востока Переи (Гераса и Филадельфия) до границ На- ватеи на юге. Скифополь (Беф-Сан) был единственным j городом Десятиградия западнее Иордана. Иисус редко • бывал в этой местности, вероятно, из-за того, что насе- '' ление Десятиградия в основном было языческим. Однако Его пребывание там не осталось безрезультатным * (карты 9–5, 9–6).

Финикия с её городами Тиром и Сидоном была язы- ческой территорией на северо-запад от Галилеи. На юго-востоке была Наватея. Жители её бьши арабами, которые прогнали едомлян с плоскогорья на юге Заиорданья приблизительно в 200 году до Р.Х. Они вое- • вали за контроль над торговыми маршрутами в Заиорданье и нагорье Негева. Их столицей была Петра. Рим покорил Наватею только в 107 году по Р.Х.

Идумеи были потомками Исава-Едома. Изгнанные из , земель Едома наватеями они поселились на юге Иудеи. ! Идумеи были обращены в иудаизм при Хасмонеях. Самым известным из них, конечно же, был Ирод Великий. Семья Иродов (Саломия была сестрой Ирода Великого) владела собственностью на побережье близ Аскалона. В Марк. 3:7–8; 4:25; 5:20 и 7:24–32 описывается влияние служения Иисуса на людей в этих областях.

Луки 3:1–3, хронология

Тиверий был кесарем в 14–36 годах по Р.Х. Лука пишет, что служение Иоанна Крестителя начиналось в «пятнадцатый... год правления Тиверия кесаря», что, включая год его воцарения, соответствует приблизительно 28 году. Служение Иисуса (прибл. 29–32 гг.) проходило в дни Тиверия. Лука уточняет дату начала служения Иоанна говоря: «Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, – в Итурее и Трахонитской области, ... при первосвященниках Анне и Каиафе». Никто из этих правителей не замечал, что прямо на их глазах разворачиваются дела Божьи (Лук. 7:30).

Ожидание Мессии, Иоанн Креститель и Иисус

Причинами, по которым Мессию ожидали в это время, были сложная политическая ситуация и территориальные границы Израиля в дни Иисуса (Лук. 3:15). Многие евреи были недовольны политической составляющей римского господства и надеялись на нечто лучшее. В это время и появился священник из левитов Йоханан бен Захария, также известный как Иоанн Креститель. Иоанн обличал начальствующих и священство не для видимости. И Новый Завет, и Иосиф Флавий (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2) показывают, что Иоанну, в отличие от политиков и священников того времени, можно было верить. После 400 лет пророческого молчания Бог ещё раз послал Израилю пророка, который говорил истину. Служение Иоанна Крестителя было двояким: 1) призвать людей к покаянию перед приходом Мессии, что включало в себя предупреждение о грядущем суде; и 2) засвидетельствовать о Мессии в преддверии Его появления (Лук. 3:3–17; Иоан. 1:26–34). Тем, о Ком свидетельствовал Иоанн, был Иисус из Назарета.