Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Аса и Васса: споры Иуды и Израиля о границе 913–877 до Рождества Христова

1. Авия, царь Иудеи, вторгается в Израиль, 2 Паралипоменон 13

«Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их» (3Цар. 14:30; 2Пар. 12:15). Такая враждебность, поп ж но быть, выливалась в реальное физическое противостояние, но Библия не описывает конкретных конфликтов между ними. Однако при трёхлетием правлении сына Ровоама Авии подробности одной битвы даны.

Через двадцать лет после раскола (912 год до Р.Х.) Авия, царь Иудеи, начал войну, чтобы воссоединить разделённое царство. Он укрепился на горе Цемараим, что южнее Вефиля. Иеровоам устроил засаду на южной стороне горы и напал с двух сторон. Но Бог помог Иуде, и Авия смог завоевать земли и три города на юге Ефрема: Вефиль, Иешану и Ефрон (подчёркнуты красным). Иеровоам так и не смог восстановиться после поражения в этой битве.

2. Заговор Ваасы и убийство Навата (Израиль), 3 Царств 15:25–33

Сын Иеровоама Нават напал на филистимский город Гавафон западнее Газера. Он, вероятно, надеялся получить доступ к маршрутам Прибрежной равнины, чтобы вернуть территориальные потери отца в Нагорной местности. После всего лишь двух лет правления Нават был убит в заговоре, руководимом Ваасой из дома Иссахара (,тёмно-красная стрелка от Израиля к Гавафону). Как и предсказывал пророк Ахия, династия Иеровоама просуществовала всего лишь два поколения (3Цар. 14:10–11). Отрицательная оценка правления Навата стала типичной для царей Израиля: «И делал он неугодное пред очами Господа, ходил путём отца своего (Иеровоама) и в грехах его, которыми тот ввёл Израиля в грех» (3Цар. 15:26).

3. Аса, царь Иудеи, побеждает эфиоплянина Зарая у Мареши, 2 Паралипоменон 14–15

Аса правил 41 год. Авторы Библии дали ему положительную оценку, поскольку он «делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его» (3Цар. 15:11; 2Пар. 14:2). Он запретил культ мужской проституции; за идолопоклонство лишил царского достоинства свою бабушку. С Божьей помощью Аса остановил огромную армию под руководством эфиоплянина Зарая. Битва произошла у Мареши в Шефеле (чёрно-жёлтые и синие стрелки). И снова Шефела оказалась буферной зоной – по сути, полем битвы – на западе Иудеи.

4. Битва Асы и Ваасы в земле сынов Вениамина (прибл. 896 год до Р.Х.), 3 Царств 15:16–24

Итогом религиозных реформ Асы стало улучшение ситуации в Иудее. Многие увидели особую Божью защиту в блестящей победе над огромной эфиопской армией. Некоторые израильтяне были недовольны идолопоклонством на севере и признали наличие Божьих заветных отношений с домом Давида и Иерусалимом. Поэтому они переселились в Иудею (2Пар. 15:9). Массовая миграция раздражила Ваасу, царя Израиля. Чтобы остановить её, он начал строить крепость в Раме, в центре земель Вениамина:

Вышел Вааса, царь израильский, против Иудеи и начал строить Раму, чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю иудейскому (3Цар. 15:17).

Аса должен был отреагировать на присутствие Израиля в Раме, в центре земель Вениамина. Этот регион контролировал большинство маршрутов в Иерусалим, включавших не только Дорогу Патриархов, но и маршруты к городу с востока и запада. В опасности были экономические, военные и религиозные интересы. Даже безопасность Иерусалима, наиболее уязвимого с севера, была под угрозой. Шла битва за земли Вениамина.

Аса решил возложить надежду не на Господа, а на человека (2Пар. 16:7–10). Он заключил союз с царём Сирии Венададом, чтобы тот напал на Израиль с севера (карта 6–3). Вааса вынужден был вывести свои войска с земель Вениамина на защиту северных границ.

Царь же Аса созвал всех иудеев, никого не исключая, и вынесли они из Рамы камни и дерево, которые Вааса употреблял для строения.. И выстроил из них царь Аса Гизу Вениаминову и Мицпу (3Цар. 15:22).

Битва за контроль над землями Вениамина стала скорее примером политической интриги, чем реальной войной между Израилем и Иудой. По-человечески политические манёвры Асы сработали. Вааса ушёл из Рамы на защиту своих северных границ. Затем Аса, используя вади Сувенит как естественную границу, построил Геву и Мицпу. Археологические раскопки обнаружили в Мицпе (телль Насбе) большой участок защитной стены, приписываемый Асе. Аса считал контроль над землями Вениамина крайне важным: он «созвал всех иудеев, никого не исключая», на строительство этих двух крепостей. Так Аса на несколько десятилетий укрепил израильско-иудейскую границу (синевишнёвые пунктирные линии), в то же время создав барьер для любых попыток воссоединения.

Хотя царь Аса начинал хорошо, закончил он плохо. После неправильной реакции на дилемму в земле сынов Вениамина, «сделался Аса болен ногами» и «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2Пар. 16:7–14).

Вааса, царь Израиля; получил крайне негативную оценку. Хотя он и стал орудием Божьего гнева против дома Иеровоама, сам Вааса «пошёл путём Иеровоама и ввёл в грех... израильтян». За это Ваасу постигла та же участь, что и Иеровоама. Его сын Ила царствовал всего два года и был убит вместе со всем остальным домом Ваасы в столице Фирце (3Цар. 16:1–14).