Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Девора и Варак 1230 до Рождества Христова

1. Географический контекст

Действия в книге Судей переносятся на север, в долину Изреель и Галилею. Учитывая победы Деворы и Барака над хананеями, следует отметить следующие места на карте 4–5:

а. Долина Изреель и окружающие её горы, включающие гору Кармил, гору Гелвуй, холм Море, гору Фавор и Назаретский хребет Нижней Галилеи. Поток Киссон протекает через долину Изреель и впадает в Средиземное море. Долина Харод соединяет долину Изреель с рифто- вой долиной Иордана в Беф-Сане.

б. Долина Бейт ха-Керем разделяет Верхнюю и Нижнюю Галилею. Нижняя Галилея состоит из горных хребтов (350–550 м), протянувшихся в основном с запада на восток и разделённых широкими плоскими равнинами. Верхняя Галилея представляет собой глыбу поднятого известняка (некоторые вершины в этой местности достигают 1200 метров в высоту), разрезанную глубокими каньонами.

в. На восток от Верхней Галилеи расположена долина Хула – широкая, плоская равнина, над которой возвышается город Асор, родина ханаанского царя Навина.

г. Местонахождение некоторых северных колен Израиля – НЕФФАЛИМА, ИССАХАРА, ЗАВУЛОНА и АСИРА.

д. Подчёркнутые чёрным названия, означающие незавоёванные израильтянами ханаанские города (Суд. 1:27–33).

е. Кедес Неффалимов (родной город Барака) и дубрава в Цаананниме, юго-западнее моря Галилейского, Асор в долине Хула, Мегиддо и Фаанах на краю долины Изреель.

ж. Местонахождение Харошеф-Гоима, где жил хана- нейский генерал Сисара, точно не известно. Большинство библейских географов помещают его в долине Изреель, близ Мегиддо. Недавнее аргументированное предположение помещает Харошеф-Гоим вблизи входа на перевал Мегиддо-Аруна из равнины Шарон (BAR: 28/3, 2002: 1811). Название селения означает – «вспаханное поле язычников».

2. ДЕВОРА, ВАРАК И ИАИЛЬ, Судей 4:1–24

Цикл книги Судей (неверность, угнетение, покаяние, избавление) повторился снова. На этот раз неверность Израиля привела к угнетению со стороны местных хананеев, оставшихся в земле. Руководил ими царь Асора – Иавин. 170 годами ранее Иисус Навин разрушил Асор (карта 3–7, И.Нав. 11), но хананеи восстановили и вновь заселили его. Имя Иавин – династическое, использовавшееся царями Асора и в дни Иисуса Навина, и в дни Барака. Израиль возопил к Господу, потому что Иавин угнетал Израиль двадцать лет, которые приходятся на время судейства Деворы.

Девора – пророчица-«южанка», жившая «между Рамой и Вефилем, на горе Ефремовой», объединилась с «северянином» Бараком из Неффалима, чтобы изгнать хананеев из долины Изреель. Присутствие хананеев в долине Изреель отрезало северные колена от более сильных южных колен Ефрема, Манассии и Иуды. Хананеи осуществляли контроль над долиной, что было проблемой, затрагивавшей и северные, и южные колена. Кроме того, к этому времени стало ослабевать египетское влияние на равнинах. Незадолго до этого Мернептах совершил набег на Ханаан (карта 4–4), но его правление было коротким (14 лет), и после него египетские фараоны появились в Израиле только 100 лет спустя. И в религиозном, и в политическом отношении это было удобное для Израиля время для того, чтобы наконец вытеснить хананеев из долины Изреель.

Битва отмечена синей стрелкой от горы Фавор (Барак) и чёрными стрелками, идущими с Мегиддо и Фаанаха (Сисара и хананеи). Бегство Сисары из долины Изреель в дубраву в Цаананниме отмечено чёрной пунктирной стрелкой.

Варак собрал на горе Фавор 10 тысяч мужчин из колен Неффалима и Завулона. Поэтическое описание в 5-й главе книги Судей упоминает вместе с Бараком и Иссахара. Ефрем, Вениамин и Манассия (Махир) пришли с Деворой (Суд. 5:14–15), чтобы заманить и вывести силы хананейского генерала Сисары к потоку Киссон, протекающему в долине Изреель. Колесницы хананеев в битвах на равнинах долины Изреель обычно были преимуществом, но во время сильного дождя и затопления стали бременем (Суд. 5:19–21). Во время сильных зимних дождей автор атласа видел грязевые потоки на дорогах в долине Изреель глубиной более 30 сантиметров.

Как и в будущем, в дни Гедеона и Илии, поход Деворы и Барака показывает, что истинный Бог, Который посылает дождь и росу, есть Яхве, а не Ваал. Сильные дожди вынудили Сисару бросить свою колесницу и убегать пешком. Сисара думал, что сможет найти убежище в шатре Иаили у дубравы в Цаананниме, однако неверно оценил эту женщину. Иаиль дала Сисаре молока и положила его отдохнуть, а когда он уснул, вонзила кол в его голову.

В книге Судей 4:23–24 говорится, что после того как Господь смирил ханаанского царя Иавина, израильтяне постепенно добились превосходства над ним в Асоре и в итоге истребили его. Заслуга за окончательное уничтожение ханаанского города Асора должна принадлежать Богу и израильтянам. После победы, одержанной Деворой и Бараком, земля израильская покоилась в мире 40 лет (Суд. 5:31).