Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Служение Самуила; Битва у Афека 1100 до Рождества Христова

1. РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО САМУИЛА, 1 Царств 1–3

Период Судей – когда «не было царя у Израиля» (Суд. 21:25) – завершился в дни Самуила. Он, как последний судья, помазал первых двух царей Израиля. 1-я книга Царств начинается с описания рождения Самуила. Его родители путешествовали из Рамы в Силом по дороге Патриархов (коричневая стрелка́, 1Цар. 1:1, 3, 19). Юный Самуил был посвящён на служение Господу при скинии, находившейся в Силоме.

2. БИТВА У АФЕКА, 1 Царств 4

Илий был первосвященником в скинии в Силоме. Его сыновья были «люди негодные; они не знали Господа» (1Цар. 2:12). Они отнимали жертвы и практиковали ханаанский культ безнравственности «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» (1Цар. 2:22). Сокрушительное поражение израильтян в битве у Афека отчасти стало справедливым судом над домом Илия.

Филистимляне использовали Афек в качестве плацдарма для последующих завоеваний (чёрная стрелка от ФИЛИСТИМЛЯН). Взяв этот стратегически важный пункт на Международном приморском пути, они получили возможность наносить удары в «сердце» Израиля и через равнину Шарон продвигаться на север в долину Изреель (ср. карту 5–2).

Попытка израильтян остановить филистимлян у Афека обернулась полным поражением. Израильтяне стали станом на холмах у Авен-Езера и думали, что смогут манипулировать Иеговой, чтобы осуществить свои планы. Они держались только формы религии, а не её силы. Их мысли и действия были далеки от Бога ковчега завета. Но «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). Тысячи израильтян, включая сыновей Илия, пали на поле битвы. Ковчег завета был взят в плен, а Илий, получив новости из Силома, умер. Археологические раскопки подтверждают разрушение Силома в это время. Разрушение Силома стало легендой. Сотни лет спустя пророк Иеремия говорил от имени Господа тем, кто верил в храм больше, чем в Бога:

Пойдите же на место Моё в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля... Я так же поступлю с домом этим,, над которым наречено имя Моё, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом (Иер. 7:12–14; ср. Пс. 77:60; Иер. 26:6, 9).

Хотя Силом и впоследствии Иерусалим были разрушены, но Бог Израиля остался непоколебим.

3. ВОЗВРАЩЕНИЕ КОВЧЕГА ЗАВЕТА ИЗ ФИЛИСТИИ, 1 Царств 6:1–7:3

Филистимляне принесли захваченный ковчег завета в храм своего бога Дагона в Азоте (оранжевые стрелки; 1Цар. 5). Они думали, что захват ими ковчега подтверждал превосходство их богов. Однако Дагон был унижен и уничтожен в своём же доме. Кроме этого, азотя- не были поражены болезненными наростами. Ковчег был отправлен в другие филистимские города, сначала в Геф, затем в Екрон, но результат был таким же. В отчаянии и с некоторым почтением филистимляне положили ковчег на повозку, запряженную двумя коровами, и отпустили их. Из Екрона коровы повезли ковчег через долину Сорек в израильский город Вефсамис. В тексте заметно, что Вефсамис и Екрон находились на достаточно близком расстоянии друт от друга (т.е. израильская культура была близко к филистимской), так как филистимские правители могли добраться туда и обратно меньше чем за день (1Цар. 6:16).

Ковчег завета прибыл в Вефсамис во время весенней жатвы. Некоторые жители Вефсамиса умерли за то, что дерзко заглядывали в ковчег (в греч. тексте в 1Цар. 6:19 сказано «70 человек», а в еврейском – «70 человек и 50 тысяч человек»), «И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: „Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе“» (1Цар. 6:21). Вефсамис находится в предгорье (Шефела) Иудеи на высоте 243 метров над уровнем моря. В 17 км на восток в Нагорной местности на высоте 756 метров находится Кириаф-Иарим. Чтобы взять ковчег, жители Кириаф-Иарима сошли вниз на 513 метров. Для этого они должны были пройти по маршруту горного хребта Нагорной местности, возможно, по тому же маршруту, где пролегает часть современной трассы из Тель-Авива в Иерусалим.

Семь месяцев (1Цар. 6:1) пребывания ковчега завета в Филистии были для Израиля временем смирения и искания, поскольку символ присутствия Иеговы был взят от них. Известия о проблемах с ковчегом у филистимлян и о его возвращении в Иудею, должно быть, вернули народу надежду на Божье расположение. Несомненно, юный Самуил извлёк из этого урок.

4. ПОБЕДА НАД ФИЛИСТИМЛЯНАМИ В МАССИФЕ (1084 г. до Р.Х.), 1 Царств 7:1–14

После того как ковчег завета пробыл в Кириаф- Иариме 20 лет, Самуил инициировал в Израиле религиозные и политические реформы. Он признал, что внешнее угнетение со стороны филистимлян было результатом внутренней духовной проблемы, и «удалили сыны Израилевы ваалов и астарт и стали служить одному Господу» (1Цар. 7:3–4). Важная битва произошла в Массифе, в центре земель Вениамина (чёрная и синяя стрелки). «Выступили израильтяне из Массифы, и преследовали филистимлян, и поражали их до места под Вефхором» (1Цар. 7:11). Если Вефхор – это Нижний Вефорон, то филистимляне бежали на запад вниз по Ве- форонскому хребту. Также не известно, где находился Сен и Авен-Езер («Камень помощи»; 1Цар. 7:12). Авен- Езер Самуила, похоже, отличается от места, где филистимляне захватили ковчег завета (1Цар. 4:1). Однако Самуил сознательно употребил то же название, как бы говоря: «Когда вы шли за другими богами и поступали, как вам нравилось, и думали, что можете использовать Яхве в угоду себе, вы крупно проиграли. Это не был Камень помощи. Но теперь, когда мы обратили свои сердца к Яхве, чтобы служить только Ему, мы одержали убедительную победу. Это наш Камень помощи (Авен-Езер)».

Победа у Массифы в дни служения Самуила была началом всеобщего временного облегчения от фили- стимского гнёта (1Цар. 7:13–14). Народ признал, что эти победы были одержаны благодаря не людям, а Господу (7:3, 8, 10).

5. СЛУЖЕНИЕ САМУИЛА, 1 Царств 7:14–17

Голубая пунктирная линия и подчёркнутые голубым Вефиль, Галгал, Массифа и Рама показывают, что руководство Самуила, в основном, осуществлялось в пределах колена Вениамина. После гражданской войны ситуация в этом колене изменилась в лучшую сторону.