Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Разделение царства и кампания Сусакима 931–925 до Рождества Христова

1. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦАРСТВА, 3 Царств 12

Когда в 931 году до Р.Х. умер Соломон, объединённая монархия разделилась на царства Иуды (дом Давидов) на юге и Израиля (называемое Ефремом и позже Самарией) на севере. Создание нового государства на севере стало предпосылкой для будущих исторических и пророческих книг Библии. Подчас эти еврейские монархии воевали друг с другом; иногда создавали союзы. Временами одна из них вступала в союз с язычниками против другой. Книги Царств ясно показывают, что это разделение было Божьим судом за неверность Соломона принципам завета, который Бог заключил с Давидом. Северное царство просуществовало 210 лет, пока в 722 году не было уведено в плен Ассирией. Иуда продержался до 586 года, а затем был завоёван Вавилоном.

Авторы Библии оценивали деятельность царей Израиля и Иуды согласно их верности завету с Яхве. Каждый царь получал соответствующую оценку. Из царей Израиля ни один не был оценён положительно. Некоторые, как первый царь Иеровоам, получили крайне негативную оценку. Сын Соломона Ровоам тоже был оценён отрицательно за поклонение идолам и культ мужской проституции (3Цар. 14:21–25).

Ровоам отправился на воцарение в Сихем, что показывает явную необходимость подтверждения контроля над северными коленами. Сихем – естественная географическая столица региона горы Ефремовой, поскольку находится в центре долин, формирующих удобный маршрут с востока на запад через Самарию. Сихем также ассоциировался с заветом с Яхве (Быт. 12:6–7; И.Нав. 24:1). Воцарение Ровоама потерпело неудачу, когда северные колена попросили об облегчении налогового бремени, возложенного Соломоном. Руководимые Иеровоамом из Ефрема северные колена объявили о своей независимости:

«Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом. По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» (3Цар. 12:16).

Пенуэл, Вефиль, Дан

Кроме Сихема Иеровоам построил в Галааде Пенуэл, ставший административным центром Заиорданья. Маршрут вади Фара соединяет Пенуэл с Сихемом. Заиорданье от реки Арнон и со всем Галаадом вошло под контроль Северного царства. Но священники и левиты в знак верности монархии Давида в Иудее ушли из Северного царства (2Пар. 11:13–14). Испугавшись массового исхода из своих земель, Иеровоам построил соперничавшие религиозные святыни с золотыми тельцами в Вефиле и Дане. Создание этого нового культа было строго осуждено (3Цар. 13:1–6). Это стало известно как «грех Иеровоама», за который был осуждён Израиль (3Цар. 13:34; 4Цар. 17:22–23), Высоты в Дане, поддерживаемые последующими царями Израиля, были найдены при археологических раскопках.

2. УКРЕПЛЕНИЯ РОВОАМА, 2 Паралипоменон 10:17–11:17

Хотя Ровоам и Иеровоам впоследствии воевали, первоначальный раскол произошёл мирно. Вопреки прежней вражде между домом Саула и домом Давида, Вениамин неожиданно последовал за Иудой (2Пар. 11:1). Хотя там имели место и политические причины (ведь Иерусалим был в земле Вениамина), можно предположить, что Вениамин понял: Яхве избрал для Своих целей дом Давидов и город Иерусалим (Втор. 12:5,11; 3Цар. 9:3; 14:21).

Укрепления Ровоама (подчёркнутые голубым) были сосредоточены в двух регионах: 1) маршруты хребта в Нагорной местности, подходящие к Иерусалиму с юга: Вифлеем, Етам, Фекоя, Беф-Цур, Хеврон, Адораим и Зиф, и 2) Шефела, юго-западный фланг Иудеи: Аиалон, Цора, Сохо, Одоллам, Азек, Геф, Мареша и Лахис.

Ровоам в основном защищался от атак с юго-запада, то есть из Египта. Укрепления вдоль новой северной границы Иуды с Израилем не упоминаются. Он не оставлял надежду на воссоединение Израиля и Иуды и поэтому ; не хотел укреплять границы, строя крепости.

Первые три года правления Ровоама прошли спокойно. Верные священники приносили в Иерусалиме жертвы Господу, Богу своих отцов. 2-я книга Паралипоменон обобщает сведения о строительных проектах Ровоама, говоря, что «оставались за ним Иуда и Вениамин». Но добрые времена продолжались недолго.

3. ФАРАОН СУСАКИМ, 925 год до Р.Х., 2 Паралипоменон 12

«Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль • с ним» (2Пар. 12:1). Укрепление царства, произведённое Ровоамом, не помогло ему, когда он оставил Господа. Он построил высоты для чужих богов и учредил в Иудее культ мужской проституции (3Цар. 14:23–24). Орудием I суда за его неверность стало войско фараона Сусакима, вторгшееся в Иудею. 1

Список завоеваний Сусакима, сохранившийся в храме j Амона в Карнаке (Египет), совпадает с повествованием ' Библии. Сусаким воспользовался слабостью разделившейся израильской монархии. У него было три основных цели (Aharoni 323–330; чёрно-жёлтые стрелки и места, • подчёркнутые красным). Он пришёл по филистимскому t побережью и сначала захватил Газер, ранее укреплённый 1 Соломоном. Из Газера он поднялся по двум главным ! маршрутам к Иерусалиму – маршрутам хребта через Be- I форой и Кириаф-Иарим. Ровоам вынужден был отку- питься от Сусакима золотом из храма и царского дворца. \ Но фараон не забрал ковчег завета в Египет, и ковчег ( оставался в Иудее при правлении царя Иосии более чем 300 лет спустя (2Пар. 35:3).

Затем Сусаким, несмотря на то, что он прежде укрывал Иеровоама в Египте, напал и на Северное царство. Зная об уязвимости своей новой столицы в Сихеме. Иеровоам перебрался в более защищённое место в Фир- цу (3Цар. 14:17). Сусаким напал на Фирцу, а затем на Адам и Сокхоф в Иорданской долине. Завоевав Беф-Сан, Сонам и Мегиддо, он ослабил контроль Израиля над торговлей в долине Изреель. В Мегиддо был найден фрагмент победной стелы, принадлежавшей Сусакиму. Фараон прошёл через перевал Мегиддо (Аруна) на равнину Шарон и Приморский путь, ещё больше ослабляя доступ Израиля и Иуды к торговле.

Третья цель Сусакима – разрушение монополии Иуды на торговые маршруты в Негеве и в Нагорье пустыни, установленной Соломоном. Сусаким упоминает завоевание двух Арадов: Арада Раввы и Арада Иерахме- ела. Он захватил более 70 других городов и крепостей Негева и Нагорья пустыни, и, возможно, дошёл до Ецион-Гавера. Археологические свидетельства, найденные в Негеве и пустыне, дают основание предполагать разрушение крепостей Соломона именно в это время.