Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Восстание Бар-Кохбы 132–135 по Рождеству Христову

ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА

После разрушения храма в 70-м году по Р.Х. иудейский Синедрион был воссоздан в Иавнее (Иавнеил) на Прибрежной равнине, южнее Иоппии. Саддукейское первосвященство исчезло, а фарисейский иудаизм приспособился к переменам и существовал под руководством Йоханана бен Заккая приблизительно до 85-го года, а затем под руководством Гамалиила II – до 115 года. Главный вопрос, на который должен был отвечать Синедрион в это время, заключался в следующем: «Как можно практиковать иудаизм без храма?» Большая часть современной иудейской мысли и обычаев восходит к этому периоду. Например, жертвоприношения в храме были заменены изучением Торы, молитвами и добрыми делами (поступками «хесед», или доброты). Без храма по-другому должны были отмечаться праздники. Пасха стала праздноваться дома с пересказом истории Исхода – Агады – которая была составлена при руководстве Гамалиила II.

ИМПЕРАТОР АДРИАН И БАР-КОХБА

И Йоханан бен Заккай, и Гамалиил II верили в необходимость компромисса с римским самодержавием. Однако с этим согласились не все евреи. В 115–117 годах по Р.Х. евреи диаспоры (Киренея, Кипр, Египет и Месопотамия) восстали против римских властей, но пожали трагические последствия. В 129 году римский император Адриан начал воплощать планы всесторонней еллинизации Иудеи. Он запретил иудейские обряды, в частности, обрезание, и планировал перестроить Иерусалим, превратив его в греко-римский город с храмами себе и Юпитеру на Храмовой горе. Планы Адриана противоречили религиозным и националистическим настроениям иудеев. Под руководством Симона Бар-Кохбы в 132–135 годах началось Второе еврейское восстание против Рима. Восстание Бар-Кохбы распространилось только по территории Иудеи и завершилось сокрушительным поражением евреев. В 135 году последним местом сопротивления Бар- Кохбы стал Бетар (Вефер) близ Вифлеема, а последние опорные пункты сопротивления располагались в пещерах Иудейской пустыни и Шефелы.

Как следствие неудавшегося восстания евреям был запрещён доступ в Иерусалим. Иудейское руководство, Синедрион, переехало из Иавнеи в Галилею. В Иерусалиме на древней Храмовой горе были сооружены храмы Адриану и Юпитеру. Иерусалим был переименован в Элия Капитолина (Элия от Адриан Элий, а Капитолина – от Капитолий Юпитера). В стремлении уничтожить саму память о связи евреев с их Обетованной Землёй Адриан велел переименовать целую страну, назвав её Сирия- Палестина, таким образом возродив имя древнего врага евреев, филистимлян. Современное название Палестина уходит корнями именно к этому решению императора Адриана.

АРХЕОЛОГИЯ и СВИТКИ

В начале 1960-х годов в пещерах Иудейской пустыни, особенно в районе нагала Хевер, южнее Эн-Геди, археологи обнаружили богатую коллекцию предметов и документов времени восстания Бар-Кохбы. В этих пещерах прятались участники еврейского сопротивления. Среди найденных ими предметов были одежда (накидки и плащи), монеты, драгоценности и бронзовые кувшины и чаши. Среди документов были имущественные акты с печатями и письма от Симона Бар-Косибы (Кохбы), предписывающие распределение припасов в связи с приближающимся праздником Кущей (см. Yigal Yadin, Bar- Kochva, 1971).

Из-за печальных последствий неудавшихся восстаний евреев против Рима (Первое восстание, восстание диаспоры и восстание Бар-Кохбы) иудаизм в последующие несколько сот лет относился к мессианским политическим движениям с подозрением. Мишна и Талмуд предоставляют решение о приходе каких-либо политических мессий Богу и относят такое вмешательство в далёкое будущее.

МИШНА, 200–220 годы по Р.Х.

После поражения восстания Бар-Кохбы центр иудейской жизни в Израиле сместился в Галилею. Центральной фигурой в это время становится князь Иуда (Иегуда Ха Наси, прибл. 150–220 гг.). Под руководством князя Иуды в селении Шефарам, а затем в Бейт-Шеариме – Бесара на западе Нижней Галилеи, был воссоздан Синедрион (см. карту 1–4). Приблизительно в 200 году раввин Иуда перевёл Синедрион в город Сепфорис. В Сепфорисе в 200–220 годах этот князь собрал большой свод устных законов в письменный труд, известный в настоящее время как Мишна.

Князь Иуда, внук Гамалиила II из Иавнеи, заявлял, что он – потомок Давида. Иуда скопил огромное богатство. Помня о провале Первого и Второго восстаний против Рима, раввин Иуда подружился с римлянами и приспособился к римскому господству. Десятилетия, предшествующие периоду Мишны, прошли под убеждением, что национальное восстановление Израиля или пришествие Мессии произойдёт в далёком будущем. Национальное зилотство принесло только опустошение. Этот взгляд отражён в Мишне, где мессианский национализм унижается. Какое-то время с Римом можно было уживаться.

В иудаизме записанный закон состоит из Пятикнижия Моисея. Устный закон объясняет записанный. В английском переводе кодификация Мишны, устного закона, занимает около 800 страниц. Это продолжение раввинского диалектического анализа того, как следует практиковать иудаизм в отсутствие храма. Как могут евреи, лично и сообща, быть святыми без храмовых жертвоприношений? Споры продолжаются, и точное мнение не всегда ясно. Например, вступительные страницы Мишны задают вопрос: «С какого времени вечера можно цитировать Шему! Шема – это молитва, основанная на словах: «Слушай (Шема), Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Есть различные раввинские мнения, но вопрос остаётся открытым, поскольку вместо храмовых жертвоприношений произносятся молитвы.

Мишна была написана на еврейском языке. Более позднее толкование Мишны в 250–550 годах писалось, в основном, на арамейском, и называлось оно Гемара. Вместе Мишна и Гемара составляют Талмуд.

К 400-му году Синедрион переехал в Тивериаду. Здесь был собран Иерусалимский Талмуд, отличающийся от Вавилонского, собранного в Месопотамии и считающегося более авторитетным. В период с 500-го по 1000-й год книжники, работавшие в Тивериаде, стандартизировали произношение гласных в еврейской Библии. Этот текст известен как Масоретский (от еврейского слова масора, что значит «передавать» или «предание»). Еврейский Масоретский текст – стандартный текст, от которого и произошли современные переводы Ветхого Завета.