Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Иеффай 1100 до Рождества Христова

Географический фон

События в жизни Иеффая происходили за Иорданом. Важные географические и исторические места, на которые следует обратить внимание:

а. Каньон реки Арнон (вади Муджиб) в южной части карты. Это огромное ущелье, через которое воды восточной пустыни текут в Мёртвое море, может достигать 500 м в глубину и более 3 км в ширину, создавая препятствие для передвижения. Оно служило северной границей земель Моава (Числ. 21:13).

б. Каньон реки Иавок (вади Зарка) в северной части карты. Река Иавок разрезает Галаад надвое.

в. Между реками Арнон и Иавок есть два региона: плоскогорье (Медева) и южная часть Галаадских холмов. Под руководством Моисея израильтяне отвоевали эти земли у двух аморрейских царей (Числ. 21:21–35; карта 3–3). Там поселились колена Рувима, Гада и Манассии (Числ. 32).

1. АММОНИТСКОЕ УГНЕТЕНИЕ, Судей 10:6–9

На этот раз притеснителями Израиля в цикле неверности, угнетения, покаяния и избавления в книге Судей стали аммонитяне (чёрные стрелки с жёлтой каймой), потомки Лота, заселившие ранее регион между Галаадом и восточной пустыней. Столицей Аммона была Равва Аммонитская, современный Амман, столица Иордании. Город возник в верховье реки Иавок, которая течёт на восток (за пределы карты), но затем возвращается на юго-запад к Равве. Благодаря своему месторасположению вблизи истоков реки Иавок Равва (или её район) названа «городом воды» (ср. 2Цар. 12:27).

Аммонитяне притесняли израильтян за Иорданом и даже переправлялись через реку, совершая набеги на Иуду, Вениамина и Ефрема (ср. как влияние Иордании в 1948–1967 гг. распространилось на Нагорную местность Иудеи, карта 12–2).

2. ИЕФФАЙ, Судей 10:17–11:40

Покаявшись и уничтожив чужеземных богов, израильтяне собрались в Массифе Галаадской, чтобы избрать себе лидера. Скорее всего, именно в этом месте был заключён союз между Лаваном и Иаковом (Быт. 31:46–49). Лидером израильтян стал изгнанник Иеффай из земли Тов (на северо-восток от карты), из семейства Галаада, потомка Манассии (Числ. 26:29). Под руководством Иеффая израильтяне успешно вернули себе Галаад и Плоскогорье от Авель-Керамима до Ароера на юге, у реки Арнон (синие стрелки в Заиорданье).

Переписка между Иеффаем и аммонитским царём (Суд. 11) касается характера и даты израильского завоевания. Согласно аммонитской версии истории царь Аммона утверждал: «Израиль, когда шёл из Египта, взял землю мою от Арнона до Иавока и Иордана» (Суд. 11:13). Иеффай прояснил исторические факты, заявив, что израильтяне шли восточнее земель Едома и Моава и не забирали земли у Аммона: «Мы не забирали землю от Арнона до Иавока у вас, аммонитян. Мы взяли её у хананеев-аморреев!» (ср. Суд. 11:21–23)

Затем Иеффай сказал: «Израиль уже триста лет живёт в Есевоне..., Ароере и зависящих от него городах, и во всех городах, которые близ Арнона; для чего вы в то время не отнимали их?» (Суд. 11:26) Упоминание о 300 годах пребывания Израиля в Заиорданье помогает установить даты Исхода и завоевания. Производя обратный отсчёт от общепринятых дат правления царей Израиля, можно определить, что Иеффай жил приблизительно в 1100 году до Р.Х. Поэтому израильское завоевание произошло приблизительно в 1400 году до Р.Х. (дата, подтверждаемая 1Цар. 6:1).

Поспешная клятва Иеффая в отношении дочери наглядно иллюстрирует нравственный упадок на данном этапе периода судей. Книга Судей не объясняет, следовал ли Иеффай языческому обычаю, принося дочь в жертву, или же она посвятила себя какой-то форме безбрачия, но в Новом Завете Иеффай упоминается среди героев веры (Евр. 11:32).

3. ЕФРЕМ (Шибболет), Судей 12:1–7

Как и при Гедеоне, провозгласившие себя лидерами ефремляне восстали против Иеффая, развязав гражданскую войну в Израиле (пунктирные синие стрелки от Ефрема к Цафону и к переправе через Иордан). Из-за духовного упадка Израиль распадался на части, как хананеи, идя к самоуничтожению. Проблемам способствовало геополитическое деление, когда ефремляне на запад от Иордана обвиняли галаадитян на востоке в отступничестве. Развивались отличия в языке. Иеффай и галаадитяне одержали победу в битве, и у переправы через Иордан они могли отличить ефремлян по неспособности произносить еврейскую букву «шин» в слове «шибболет».