Вначале захват греками Израиля носил мирный характер (карта 8–3). Большинство евреев не сопротивлялись политике Александра Великого, а некоторые даже служили в его армии. Около 120 лет по смерти Александра (323–200 гг. до Р.Х.) Иудеей правили из Египта греки Птолемеи. Перевод еврейской Библии на греческий язык (Септуагинта) в это время (прибл. 280–250 гг. до Р.Х.) свидетельствует о неплохих, в целом, отношениях, сложившихся между евреями и языческими правителями Иудеи из династии Птолемаидов. Однако приблизительно в 200 году до Р.Х. после решающей битвы в Па- ниасе близ горы Ермон правителями Иудеи становятся греки из династии Селевкидов, столица которых находилась в Антиохии Сирийской. С их приходом политика по отношению к иудеям изменилась. Интерес к евреям как «нации философов» прошёл. Сирийский царь Антиох Эпифан IV Селевк (175–164 гг. до Р.Х.) решил уничтожить иудаизм и еллинизировать Иудею. Обрезание, субботы, хранение и чтение Библии карались смертью, а посредством греческих школ (гимназий) насаждалась еллинистическая мысль и культура. В 167 году до Р.Х. Антиох лишил храм в Иерусалиме его сокровищ, запретил приносить жертвы Яхве и заколол на алтаре храма свинью в жертву Зевсу. В Иерусалиме была построена греческая военная крепость, а сам город был переименован в Антиохию.
1. Начало восстания Хасмонеев, 167 год до Р.Х., 1 Маккавейская 2
История восстания Хасмонеев записана в 1 и 2 книгах Маккавейских и в трудах историка Иосифа Флавия. Чиновники Селевкидов пришли в Модин, город в северной части иудейской Шефелы, с целью укрепления ел- линистской политики царя. В знак своей верности евреи должны были принести жертвы греческим богам. Мат- тафия, еврей из священнического рода и патриарх семьи Хасмонеев, отказался принести жертву. Когда другой еврей осмелился сделать это, Маттафия убил и его, и царского чиновника. Это положило начало восстанию Хасмонеев. Первое время Маттафия и пятеро его сыновей, Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан, укрывались в отдалённых местах пустыни и в нагорной местности на юге Самарии. К ним стали присоединяться другие евреи, недовольные политикой еллинизации. Отряд защищался от нападений греков и сам нападал на евреев, которые приняли политику еллинизации Эпифана. Восстание Хасмонеев, особенно на его начальных этапах, было борьбой иудеев, преданных Торе, с еллинизирован- ными иудеями.
2. Иуда убивает Аполлония, 1 Маккавейская 3:10–12
Примерно через год после начала восстания умер патриарх семьи Маттафия. Греческий правитель Самарии Аполлоний собрал большое войско, чтобы покончить с сопротивлением мятежников (чёрно-жёлтая стрелка). После смерти Маттафии предводителем стал его сын Иуда Маккавей (букв. «Молот»), показавший себя весьма способным военачальником (синяя стрелка). В одной из атак Иуда захватил меч Аполлония и пользовался им всю свою жизнь.
3. Битва у Вефорона, 1 Маккавейская 3:13–26
После этого греки направили армию под командованием Сирона через горный перевал Вефорон. Маленький партизанский отряд Иуды Маккавея наблюдал за большой греческой армией, поднимавшейся по этому важному маршруту, связывавшему Прибрежную равнину с Нагорной местностью. В атаке, напоминавшей о библейских победах Иисуса Навина (И.Нав. 10:10) и Ионафана (1Цар. 14:31) в этой же местности, отряд повстанцев неожиданно атаковал и разгромил греков. С этого момента к восстанию Хасмонеев стали относиться серь- ёзно. «Начал страх перед Иудой и братьями его и боязнь нападать на всех окрестных язычников» (1 Макк. 3:25).
4. Битва у Эммауса, 1 Маккавейская 3:38–4:25
Когда Антиох IV услышал о поражении близ Вефорона, он поклялся сделать всё, чтобы стереть с лица земли даже память о евреях. Но проблемы в Иудее не были единственной его заботой. Антиоха беспокоили также восстания на востоке. Он смог отправить большую армию в Иудею под командованием Горгия (в 1 Макк. 3:39 упоминается 40 тысяч пехоты и 7 тысяч кавалерии). Военачальник Горгий поставил свой главный лагерь в Эммаусе, находящемся у западного входа в Нагорную местность. Всё в этот момент было на стороне греков. Торговцы даже пришли туда, чтобы покупать рабов-евреев.
Как сделал когда-то пророк Самуил (1Цар. 7:4–7), Иуда Маккавей тоже собрал свои войска у Массифы в Нагорной местности. Горгий поднялся по холмам, чтобы ночью неожиданно напасть на Иуду, но нашёл его лагерь пустым и решил, что евреи бежали. Но отряд Иуды спустился вниз и стал станом южнее основного лагеря греков в Эммаусе. Напав на Эммаус на рассвете, он обратил войско греков в бегство в сторону Газера, Иамнии, Азота и Идумеи.
5. Битва у Беф-Цура, 1 Маккавейская 4:26–35
Весть о сокрушительном поражении у Эммауса дошла до Лисия, которого Антиох IV поставил руководить всеми делами в землях западнее Евфрата. Лисий лично выступил с большой армией (1 Макк. 4:28 называет цифру в «шестьдесят тысяч избранных мужей и пять тысяч всадников») в Марису на юге Шефелы, затем перешёл в Беф-Цур в Нагорной местности. Прежние потери греков на подходах в Нагорную местность с севера и с запада оставили открытым только этот путь с юга. К тому же Мариса была на территории едомлян, потомков Исава, бывших союзниками греков. Однако снова боевой настрой маленького отряда Иуды оказался сильнее греческой армии.
6. Повторное посвящение жертвенника и храма, 1 Маккавейская 4:36–61
Ослабив военное давление греков, Иуда обратил своё внимание на Иерусалимский храм. Он отразил все нападения греков в крепости и взял под контроль Храмовую гору. Но евреи увидели, что «святилище [храма было] опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены» (1 Макк. 4:38). Во дворах храма всё заросло и пришло в запустение. Поэтому был произведён ремонт, и затем в храм внесли новые священные сосуды. В 25-й день месяца Хаслева, в 164 году до Р.Х., ровно три года спустя после осквернения Антиохом IV жертвенника, на вновь сооружённом жертвеннике были принесены жертвы. Осквернённый жертвенник был разобран и положен в помещении на Храмовой горе на хранение до прихода пророка, который сказал бы, что с ним делать. В память о посвящении храма и жертвенника и был учреждён восьмидневный праздник Посвящения, известный как Ханука (ср. Иоан. 10:22).