Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Восстание Маккавеев 167–164 до Рождества Христова

Вначале захват греками Израиля носил мирный характер (карта 8–3). Большинство евреев не сопротивлялись политике Александра Великого, а некоторые даже служили в его армии. Около 120 лет по смерти Александра (323–200 гг. до Р.Х.) Иудеей правили из Египта греки Птолемеи. Перевод еврейской Библии на греческий язык (Септуагинта) в это время (прибл. 280–250 гг. до Р.Х.) свидетельствует о неплохих, в целом, отношениях, сложившихся между евреями и языческими правителями Иудеи из династии Птолемаидов. Однако приблизительно в 200 году до Р.Х. после решающей битвы в Па- ниасе близ горы Ермон правителями Иудеи становятся греки из династии Селевкидов, столица которых находилась в Антиохии Сирийской. С их приходом политика по отношению к иудеям изменилась. Интерес к евреям как «нации философов» прошёл. Сирийский царь Антиох Эпифан IV Селевк (175–164 гг. до Р.Х.) решил уничтожить иудаизм и еллинизировать Иудею. Обрезание, субботы, хранение и чтение Библии карались смертью, а посредством греческих школ (гимназий) насаждалась еллинистическая мысль и культура. В 167 году до Р.Х. Антиох лишил храм в Иерусалиме его сокровищ, запретил приносить жертвы Яхве и заколол на алтаре храма свинью в жертву Зевсу. В Иерусалиме была построена греческая военная крепость, а сам город был переименован в Антиохию.

1. Начало восстания Хасмонеев, 167 год до Р.Х., 1 Маккавейская 2

История восстания Хасмонеев записана в 1 и 2 книгах Маккавейских и в трудах историка Иосифа Флавия. Чиновники Селевкидов пришли в Модин, город в северной части иудейской Шефелы, с целью укрепления ел- линистской политики царя. В знак своей верности евреи должны были принести жертвы греческим богам. Мат- тафия, еврей из священнического рода и патриарх семьи Хасмонеев, отказался принести жертву. Когда другой еврей осмелился сделать это, Маттафия убил и его, и царского чиновника. Это положило начало восстанию Хасмонеев. Первое время Маттафия и пятеро его сыновей, Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан, укрывались в отдалённых местах пустыни и в нагорной местности на юге Самарии. К ним стали присоединяться другие евреи, недовольные политикой еллинизации. Отряд защищался от нападений греков и сам нападал на евреев, которые приняли политику еллинизации Эпифана. Восстание Хасмонеев, особенно на его начальных этапах, было борьбой иудеев, преданных Торе, с еллинизирован- ными иудеями.

2. Иуда убивает Аполлония, 1 Маккавейская 3:10–12

Примерно через год после начала восстания умер патриарх семьи Маттафия. Греческий правитель Самарии Аполлоний собрал большое войско, чтобы покончить с сопротивлением мятежников (чёрно-жёлтая стрелка). После смерти Маттафии предводителем стал его сын Иуда Маккавей (букв. «Молот»), показавший себя весьма способным военачальником (синяя стрелка). В одной из атак Иуда захватил меч Аполлония и пользовался им всю свою жизнь.

3. Битва у Вефорона, 1 Маккавейская 3:13–26

После этого греки направили армию под командованием Сирона через горный перевал Вефорон. Маленький партизанский отряд Иуды Маккавея наблюдал за большой греческой армией, поднимавшейся по этому важному маршруту, связывавшему Прибрежную равнину с Нагорной местностью. В атаке, напоминавшей о библейских победах Иисуса Навина (И.Нав. 10:10) и Ионафана (1Цар. 14:31) в этой же местности, отряд повстанцев неожиданно атаковал и разгромил греков. С этого момента к восстанию Хасмонеев стали относиться серь- ёзно. «Начал страх перед Иудой и братьями его и боязнь нападать на всех окрестных язычников» (1 Макк. 3:25).

4. Битва у Эммауса, 1 Маккавейская 3:38–4:25

Когда Антиох IV услышал о поражении близ Вефорона, он поклялся сделать всё, чтобы стереть с лица земли даже память о евреях. Но проблемы в Иудее не были единственной его заботой. Антиоха беспокоили также восстания на востоке. Он смог отправить большую армию в Иудею под командованием Горгия (в 1 Макк. 3:39 упоминается 40 тысяч пехоты и 7 тысяч кавалерии). Военачальник Горгий поставил свой главный лагерь в Эммаусе, находящемся у западного входа в Нагорную местность. Всё в этот момент было на стороне греков. Торговцы даже пришли туда, чтобы покупать рабов-евреев.

Как сделал когда-то пророк Самуил (1Цар. 7:4–7), Иуда Маккавей тоже собрал свои войска у Массифы в Нагорной местности. Горгий поднялся по холмам, чтобы ночью неожиданно напасть на Иуду, но нашёл его лагерь пустым и решил, что евреи бежали. Но отряд Иуды спустился вниз и стал станом южнее основного лагеря греков в Эммаусе. Напав на Эммаус на рассвете, он обратил войско греков в бегство в сторону Газера, Иамнии, Азота и Идумеи.

5. Битва у Беф-Цура, 1 Маккавейская 4:26–35

Весть о сокрушительном поражении у Эммауса дошла до Лисия, которого Антиох IV поставил руководить всеми делами в землях западнее Евфрата. Лисий лично выступил с большой армией (1 Макк. 4:28 называет цифру в «шестьдесят тысяч избранных мужей и пять тысяч всадников») в Марису на юге Шефелы, затем перешёл в Беф-Цур в Нагорной местности. Прежние потери греков на подходах в Нагорную местность с севера и с запада оставили открытым только этот путь с юга. К тому же Мариса была на территории едомлян, потомков Исава, бывших союзниками греков. Однако снова боевой настрой маленького отряда Иуды оказался сильнее греческой армии.

6. Повторное посвящение жертвенника и храма, 1 Маккавейская 4:36–61

Ослабив военное давление греков, Иуда обратил своё внимание на Иерусалимский храм. Он отразил все нападения греков в крепости и взял под контроль Храмовую гору. Но евреи увидели, что «святилище [храма было] опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены» (1 Макк. 4:38). Во дворах храма всё заросло и пришло в запустение. Поэтому был произведён ремонт, и затем в храм внесли новые священные сосуды. В 25-й день месяца Хаслева, в 164 году до Р.Х., ровно три года спустя после осквернения Антиохом IV жертвенника, на вновь сооружённом жертвеннике были принесены жертвы. Осквернённый жертвенник был разобран и положен в помещении на Храмовой горе на хранение до прихода пророка, который сказал бы, что с ним делать. В память о посвящении храма и жертвенника и был учреждён восьмидневный праздник Посвящения, известный как Ханука (ср. Иоан. 10:22).