Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Второе путешествие Павла 50–53 по Рождеству Христову

Карта 10–3, 2-е миссионерское путешествие Павла, 50–53 гг., Деяния 15:36–18:22 1. Малая Азия, Деяния 15:36–16:10, 50 г. (синие стрелки)

Из-за несогласия в отношении Иоанна Марка Варнава и Павел расстались (могло сыграть роль недавнее противоречие с Петром, Гал. 2:11–13). Варнава взял Иоанна Марка и отплыл с ним на Кипр (чёрная стрелка, Деян. 4:36). Павел и Сила пошли по суше в Сирию и Киликию, утверждая верующих. Чтобы попасть в ликаон- ские города Дервию и Листру, они должны были идти через Киликийские ворота – долину в гряде Таврских гор. В Листре к ним присоединился Тимофей. Не будучи «допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии» (что стало целью 3-го путешествия Павла) и Вифинии, они прибыли в Троаду на Эгейском море. Ночью Павлу было видение, в котором муж-македонянин просил прийти и помочь в Македонии.

2. Греция: Македония и Ахаия, 51–53 гг. (жёлтые стрелки)

Целью Павла во 2-м миссионерском путешествии была Греция (области Македония и Ахаия). Взяв с собой в Троаде Луку, группа на корабле отплыла в Европу. Там они создали общины верующих в македонских городах Филиппы, Фессалоника и Верия. Как и в предыдущем путешествии Павла, реакция людей на весть о воскресшем Мессии была разной. Некоторые с радостью принимали весть, а другие яростно противились ей. Из-за неприятия Павел ушёл в Афины, а другие Апостолы остались в Фессалонике и Верии. В Афинах на Марсовом холме в тени Акрополя Павел проповедовал о воскресении. Позже он пришёл в Коринф, где встретил При- скиллу и Акилу, верующих евреев, недавно перехавших туда после указа императора Клавдия, изгнавшего евреев из Рима. Павел нёс служение в Коринфе два года (Деян. 18:11, 18). Там он написал 1-е и 2-е Фессалоникийцам, послания ободрения новым верующим в Фессалонике. Также во время своего пребывания в Коринфе Павел предстал перед Галлионом, проконсулом Ахаии (и братом философа Сенеки). Галлион решил, что служение Павла является предметом еврейской веры, и закрыл дело.

3. Обратное путешествие (тёмно-красные стрелки)

По пути из Коринфа Павел сделал остановку в Ефесе и выразил желание вернуться. Прибыв в Израиль через Кесарию, он дал отчёт церкви в Иерусалиме, а потом пошёл в Антиохию. Скорее всего, в Антиохии Павел написал Послание к Галатам, адресованное церквам, которые он и Варнава создали во время 1-го путешествия.

Карта 10–4, 3-е миссионерское путешествие Павла, 54–58 гг., Деяния 18:23–21:17

Путешествуя по суше в города Галатии, куда он недавно послал письмо (синие стрелки), Павел прибыл в Ефес и служил там больше двух лет. «Все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе – как иудеи, так и еллины» (Деян. 19:8–10). Вероятно, именно в это время возникли церкви в Колоссах, Лаодикии, Сардисе, Пер- гаме и Смирне. Позднее в Ефесе (весна 57-го года) Павел написал 1-е Коринфянам, касаясь проблем в поместной церкви, и выразил желание провести следующую зиму в Коринфе (1Кор. 16:1–9). После мятежа из-за угрозы покровительнице Ефеса Артемиде (Диане) со стороны Евангелия Павел ушёл в Македонию. Храм Артемиды в Ефесе был одним из Семи чудес света. Служа в Македонии (жёлтые стрелки), Павел получил вести от Тита об улучшении ситуации в коринфских церквах и написал 2-е Коринфянам (2Кор. 2:12–13; 7:5–7, 13). Также в это время Павел, вероятно, служил и в Иллирике (совр. Албания, Рим. 15:19). Затем он провёл три месяца с верующими в Коринфе (Деян. 20:1–3, зима 57–58 года). Здесь он написал Послание к Римлянам (Рим. 15:25–26, 31; 16:23). Желая к Пятидесятнице доставить помощь верующим в Иудее (Деян. 20:16), Павел отправился в обратный путь через Македонию. Он отпраздновал Пасху в Филиппах (Деян. 20:6), а затем отплыл, сделав короткую остановку в Ми- лите, чтобы попрощаться с верующими из Ефеса. По пути в Кесарию он делал остановки в финикийских городах Тир и Птолемаида. Здесь ему было предсказано, что в Иерусалиме его ожидают трудности. На Пятидесятницу в Иерусалиме Павла арестовали и отправили в узах в Кесарию. Там, находясь в заключении два года, он свидетельствовал о Христе римским правителям (карта 10–1, №6).

Карта 10–5, путешествие в Рим, 60 год, Деяния 27–28

Павел хотел послужить в Риме (Деян. 19:21). Он знал, что когда-то это осуществится (Деян. 23:11). Возможно, он не знал, что его путь в Рим будет связан с бурей и узами. После двухлетнего заключения в Кесарии во избежание фиктивного суда в Иерусалиме Павел обратился с апелляцией к Кесарю. Его морское путешествие описано в 27–28 главах книги Деяний. Оно является свидетельством очевидца, содержащим многие детали, включая типы кораблей, количество людей на борту, время года, описание погоды и географических мест.

Как итог, христианская вера, родившаяся в Галилее и Иудее, укоренилась и в Европе. Основной личностью, способствовавшей распространению веры в Иисуса, был Павел. Несомненно, он наилучшим образом подходил для этой миссии. Иудей и римский гражданин, родившийся в Тарсе на пересечении дорог Азии и Европы, Павел использовал язык и транспортную систему Римской империи. Однако по-человечески его успех необъясним. За 13 лет (45–58 гг.) Павел создал церкви в четырёх римских областях: Галатии, Македонии, Ахаии и Асии. На каждом шагу его ожидало сильное сопротивление – иудейские вожди, римская власть, представители языческих религий и физические трудности. Иногда он даже сталкивался с оппозицией в среде верующих. С человеческой точки зрения он должен был сдаться. Объяснить его успех можно только тем, что паруса его корабля веры надувал божественный ветер. Сам Бог совершал труд, и человек не мог остановить Его.