Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Самсон 1100 до Рождества Христова

Географический и исторический фон

а. Жизнь Самсона, в основном, проходила в Шефеле («низине») Иудеи. Это регион предгорья, расположенный на высоте 100–350 м над уровнем моря между Прибрежной равниной и Нагорной местностью. Холмы в нём разрезаны долинами, по которым пролегают маршруты с запада на восток, соединяя Прибрежную равнину с Нагорной местностью. Для контроля над маршрутами города строились на холмах. Шефела служила буферной зоной между Нагорной местностью (израильтяне) и Прибрежной равниной (филистимляне). Битвы Самсона в долине Сорек и Давида в долине Эла показывают, что Шефела была зоной конфликта между Израилем и филистимлянами (см. долины Аиалон, Сорек и Эла в Шефеле). Самсон был из колена Данова.

б. На этот раз Израиль угнетали филистимляне (чёрный текст и стрелки) – потомки Хама не через Ханаана, а через Мицраима (Египет, Быт. 10:14). Поэтому понятно, почему в дни Патриархов некоторые филистимляне уже жили на Прибрежной равнине (напр., Быт. 20), но большинство филистимлян жили на островах Эгейского моря, как Крит (Кафтор). Филистимляне не были основным врагом, с которым Израилю приходилось воевать при заселении земли и в начале периода Судей. Но прибл. в 1175 году до Р.Х., во время великой миграции «народов моря», изображённой на рельефах и в надписях Рамсеса III, прибыли филистимляне с острова Крит (Втор. 2:23; Ам. 9:7; Соф. 2:5; ANET 262–263). Узнать пелешетов/филистимлян помогают надписи и украшенные перьями головные уборы на военных рельефах Рамсеса III, найденных на стенах его храма в Ме- динет-Абу близ Фив (Египет). Хотя фараон и заявлял о победе, война закончилась безрезультатно. Филистимляне не смогли проникнуть в Египет, но обосновались на Прибрежной равнине. Они и стали одними из главных врагов Израиля в дни Судей, Саула и Давида.

в. Предполагается, что Иеффай и Самсон были современниками (Суд. 10:6–7). Как и Иеффай, Самсон жил приблизительно в 1100 году до Р.Х., то есть 75 лет спустя после прибытия на Прибрежную равнину филистимлян, народов моря.

ЖИЗНЬ САМСОНА, Судей 13:1–16:31

Числа в белых квадратах на карте относятся к событиям в жизни Самсона.

1. Между Естаолом и Цороб (Суд. 13)

Ангел Господень сказал родителям Самсона, что у них будет ребёнок. Дитя должно было стать назореем с самого рождения. Название долины Сорек, где жил Самсон, означает «отборный виноград». Воздержание от любого продукта из винограда требовало немалой самодисциплины. «И начал Дух Господень действовать в [Самсоне] в стане Дановом, между Цорой и Естаолом» (Суд. 13:25). Эти места находились на холме с северной стороны долины Сорек. Более подробно места в долине Сорек можно увидеть на карте 1–11.

2. Возле Фимны в долине Сорек (Суд. 14:1–4)

Самсон увидел и захотел взять в жёны филистимлянку из Фимны (телль Баташ) в долине Сорек, которая в 2.5 часах ходьбы от Цоры. Именно в Шефеле столкнулись израильская и филистимская культуры. Фимна была единственным городом в ветхозаветный период, построенным в долине Шефелы. Все остальные, из предосторожности, строились на холмах. Фимна не могла противостоять доступу к проточным водам реки Сорек. Аграрный потенциал долины Сорек подтверждается, когда в разных местах истории о Самсоне упоминаются виноградники, поля пшеницы и масличные сады.

3. Возле Фимны (Суд. 14:5–18)

Когда Самсон шёл с родителями к своей девушке, Дух Господень дал ему сил убить молодого льва. Лев, наверное, жил в зарослях у реки Сорек. Позже, когда Самсон возвращался, чтобы жениться на своей невесте, он нашёл в трупе льва пчёл и мёд. Мёд и лев натолкнули Самсона придумать загадку: «Из едящего вышло едомое, и из сильного вышло сладкое». «Пахая на его телице» (см. Суд. 14:18), филистимляне дали ответ перед закатом солнца в седьмой, последний день свадьбы.

4. Аскалон (Суд. 14:19–20)

Чтобы заплатить за разгадку, Самсон убил 30 филистимлян. Возле Фимны (Суд. 15:1–6) Узнав, что его жену отдали другому, Самсон с помощью 300 лисиц сжёг пшеничные поля и масличные сады филистимлян. Они же в отместку сожгли живьём в доме его жену и тестя. Возле Етама (Суд. 15:7–20) Местоположение Етама и Лехи неизвестно. Вероятно, они находились в Нагорной местности Иудеи, южнее Вифлеема (современный Артас; ср. 2Пар. 11:6). Жители Иудеи беспокоились, что Самсон принёс свои распри с филистимлянами в их местность, говоря: г «Разве ты не знаешь, что филистимляне господствуют над нами? Что ты это сделал нам?» С помощью Духа Божьего и челюсти осла Самсон убил 1000 филистим- лян. В этом тексте наблюдается игра еврейских слов: челюсть и Лехи – это одно слово, как и осёл и толпа.

5. Газа (Суд. 16:1–3)

Самсон вошёл к блуднице в Газе Филистимской. Фи- j листимляне надеялись поймать его.

6. Хеврон (Суд. 16:3)

Самсон отнёс ворота Газы на гору близ Хеврона в Нагорной местности Иудеи – на расстояние около 65 км и более чем на 900 метров вверх под гору.

7. Долина Сорек (Суд. 16:4–20)

«После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида» (Суд. 16:4). Урок из жизни Самсона снова и снова повторяется в Писании. Без Духа Божьего Самсон был слаб и не обладал достаточными заниями, как и любой другой из людей. Плоть немощна. Великие дела совершаются только в силе Духа. «Не воинством и не силой, но Духом Моим, – говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).

8. Газа (Суд. 16:21–30)

Филистимляне выкололи Самсону глаза и привели его в Газу, где он молол зерно или давил оливки. Когда его волосы отрасли и сила Божья вернулась, он напоследок разрушил здание, убив много филистимлян.

9. Между Естаолом и Цорой (Суд. 16:31)

Братья забрали его тело и похоронили в гробнице его отца Маноя, между Естаолом и Цорой, в той же местности, где Дух Господень начинал действовать в Самсоне.