Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Персидская империя 538–332 до Рождества Христова

Кир Великий из Персии основал государство, которое стало самой большой империей из всех, какие существовали на территории Древнего Ближнего Востока. До завоевания в 539 году до Р.Х. Вавилона Кир подчинил себе Мидию и большую часть Малой Азии (современная Турция). Его сын Камбис покорил Египет. К тому времени, как Есфирь стала царицей, владычество Персии простиралось от Индии до Фракии в Европе и Эфиопии в Африке – «127 областей» (Есф. 1:1; 2:16; 8:9).

Цари Персии

Кир Великий 550–530 гг. До Р.Х.

Камбис 530–522 гг. До Р.Х.

Гаумата (Смердис) 522 г. до Р.Х.

Дарий I 522–486 гг. до Р.Х.

Ксеркс (Ахашверош) 486–465 гг. до Р.Х.

Артаксеркс I (Лонгиманус) 465–424 гг. до Р.Х.

Дарий II 424–404 гг. до Р.Х.

Артаксеркс II 404–358 гг. до Р.Х.

Артаксеркс III 358–338 гг. до Р.Х.

Дарий III 336–331 гг. до Р.Х.

Во дни Персидской империи было три основных периода восстановления возвращавшихся евреев:

1. Возвращение при Кире Великом

2. Завершение храма при Дарии I

3. Труд Ездры и Неемии при Артаксерксе I (Лонгиманусе)

Возвращение из плена при Кире Великом

В отличие от ассирийской и вавилонской практики депортации побеждённых народов, Кир Великий разрешал сосланным народам возвращаться на родину и отстраивать храмы своим богам (ANET 315–316). Эта политика имела большое значение для изгнанных евреев. Конкретный эдикт царя Кира для евреев записан в двух местах в Библии:

«Так говорит Кир, царь персидский: „Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его – да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идёт“» (2Пар. 36:22–23; ср. Езд. 1:1–4).

Пророк Исаия назвал Кира по имени как того, кого Господь помазал стать мировым правителем и осуществить возвращение евреев на родину (Ис. 44:28; 45:1). С библейской точки зрения, успехи Кира были итогом действий Бога Израиля в его жизни. Кир, разрешая плен- никам-евреям вернуться в Игуд (Иудею), область Персии «За рекой», несомненно, преследовал политические цели. Сторонники Персии из иудеев должны были обеспечить контроль над Игудом в преддверии проведения персидских кампаний в Египет.

Хотя большинство евреев осталось в Вавилоне, немало (42360 человек) вернулось (Езд. 2:64). Ими руководили Шешбацар и Зоровавель из рода Давидова и священник Иисус. Но время было трудным, и возникла необходимость расселения десятков тысяч переселенцев. Были построены жертвенник и основание нового храма, но затем работа остановилась (Езд. 5:16). И здесь дом Давидов не отличался от остальных соплеменников.

Завершение храма

К 522 году до Р.Х. во многих местах Персидского царства прошли восстания. Первые два года своего правления царь Дарий I постоянно воевал, стремясь подавить эти восстания (надпись 15 х 25 м в память о его победах была высечена на скале в Бехистуне между Вавилоном и столицей Мидии Екбатаной). По иронии политическая нестабильность в Персии в это время поспособствовала возобновлению строительства Иерусалимского храма. Во второй год царя Дария (520 г. до Р.Х.), прежде чем он преуспел в подавлении своих врагов, пророки Аггей и Захария энергично призвали евреев завершить работы в храме (Агг. 1:1; Зах. 1:1). О работах в храме сообщили Дарию, который не мог допустить ещё одного восстания в своём царстве. Было ли восстановление храма актом сопротивления по наущению Египта? Возможно. При изучении персидских архивов в Екбатане был найден указ Кира. Дарий пришёл к выводу, что работа евреев над Иерусалимским храмом не являлась восстанием против персидского правления. Рассматривая евреев как верных вассалов, Дарий оказал данному проекту царскую поддержку (Езд. 5:6). В 516 году до Р.Х. Второй иудейский храм был завершён.

Ездра и Неемия

Одним из самых важных этапов восстановления Иуды при персидском царе Артаксерксе I (Лонгиманусе) руководили Ездра и Неемия. Время правления Артаксеркса соответствовало Золотому веку в Афинах, когда в Греции жил Сократ. Потери персов в Средиземноморье и восстания в Египте вынудили Артаксеркса посмотреть на Иуду как на удобный путь в Египет и порт для Средиземноморья. Поэтому он поддержал заселение Иудеи евреями. Ездра пришёл в Иудею в 458 году до Р.Х. (седьмой год Артаксеркса) как наместник персидского правительства, как «министр по еврейским делам» (см. Езд. 7). Неемия пришёл из столицы, Суз, и действовал как персидский губернатор в Иудее в 444–433 годах до Р.Х. (Неем. 1:1; 2:1; 8:9). Хотя Ездра и Неемия столкнулись с местной оппозицией, вместе они достигли религиозного и политического прогресса. Полуразрушенная стена вокруг Иерусалима была восстановлена за 52 дня (Неем. 7:15).

Во время персидского периода нёс служение Мала- хия, последний пророк Ветхого Завета (прибл. 400 г. до Р.Х.). Пророчества Малахии не заканчивают историю Божьего спасения, а оставляют читателя в предвкушении чего-то большего (Мал. 3:1–2; 4:5–6). Но прежде чем история получила продолжение, в Израиле правили ещё три царства – Греция, Хасмонеи и Рим.

Конец Персидской империи

Персидская империя просуществовала чуть более 200 лет, до 333 года до Р.Х. Причиной её заката стала первая западная империя, правившая на Ближнем Востоке, – империя Александра Македонского.