Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Публичное служение Иисуса в Галилее 30–31 по Рождеству Христову

1. УХОД ИЗ НАЗАРЕТА В КАПЕРНАУМ

Эта первая фаза публичного служения Иисуса в Галилее отмечена на карте 9–4; фазы 2–6 – на этой карте.

2. ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГАЛИЛЕЕ С ПРОПОВЕДЬЮ, Марка 1:14–39

Вскоре после прихода в Капернаум Иисус призвал четверых Из Своих учеников стать «ловцами людей». Иисус встретил их не впервые (карта 9–3). В синагоге Капернаума Он в субботу изгнал беса из человека и учил как власть имеющий. Начиная со следующего дня, «Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов» (Марк. 1:38–39; Матф. 4:18–25). Скорее всего, в этом путешествии Иисус служил в селениях, как Хора- зин и Вифсаида севернее моря Галилейского. Возможно, как предполагает синяя пунктирная стрелка, Он даже побывал в еврейских селениях Верхней Галилеи. В Капернауме Иисус исцелил парализованного, показав, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи».

3. В ИЕРУСАЛИМ НА ПРАЗДНИК, Иоанна 5:1–46

Иисус предпринял путешествие в Иерусалим на неназванный праздник, возможно Пасху, но скорее всего Пятидесятницу (синяя стрелка, указывающая на юг за пределы карты). На празднике в субботу Он исцелил парализованного у купальни Вифезда, севернее храма. При раскопках здесь были обнаружены купальни.

4. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ, Луки 6:12–26 и Матфея 5:1–20

Из-за злых планов религиозных вождей против Него (Иоан. 5:18; Марк. 3:6) Иисус сознательно отделил Себя и Своих последователей от их руководства. Он избрал 12 Апостолов согласно 12 коленам Израиля. Со Своей новой группой Апостолов Иисус взошёл на гору и аналогично изложению Закона на горе Синай заявил об исполнении Закона и пророков (Матф. 5:17). Он также объявил о власти толковать Закон (Матф. 5:21–22, 27–28, 33–34). Его последователи будут испытывать временные трудности, но в конце будут благословлены (Матф. 5:1–11; 7:23–24).

Точное место изложения Нагорной проповеди неизвестно. Это было близ Капернаума (Лук. 7:1). Традиционное место, отмеченное католической церковью в 1930-е годы, соответствует описанию в Новом Завете. Иисус мог находиться на равнине Хептапагон (Табга), где собрались толпы, и где Он многих исцелил (Лук. 6:17–19). Затем Он поднялся вверх по склону горы, чтобы учить (Матф. 5:1–2).

Сразу после Нагорной проповеди Иисус исцелил слугу язычника-сотника в Капернауме, а затем воскресил из мёртвых сына вдовы из Пайна (жёлтая стрелка, Лук. 7:1–50). Этим поступком Он подтвердил заявление, сделанное незадолго до этого в Иерусалиме (Иоан. 5:25).

5. «ДЛИННЫЙ ДЕНЬ» и ПРИТЧИ, Матфея 12:22–32; 13:1–11

В этот день в галилейском служении Иисуса наступил поворотный момент. Этот день назван так, поскольку в нём произошло много событий (№5а возле Капернаума). Религиозные вожди сделали абсурдное заявление, что Иисус получал силу от сатаны, а затем потребовали знамения. В этот день Иисус начал учить в притчах (Матф. 13). Готовые слушать и понимать природу Божьего царства поймут; неготовые – не поймут. Добро и зло будут сосуществовать на земле, пока не разделятся при кончине века (Матф. 13:18–30, 36–42, 47–50).

Усмирение моря, Марка 4:35–41

Вечером этого Длинного дня Иисус в лодке переправлялся на другую сторону Галилейского моря (красная стрелка от Капернаума к порту Гадара). Пока Он спал, поднялась сильная буря, и ученики боялись, что утонут. Но даже ветер и волны подчинились Ему.

Гадаринский бесноватый, Марка 5:1–20

Иисус и ученики прибыли на восточный берег в Гада- ру, бывшую частью Десятиградия (№56). Путаницу в отношении места этого события создал Ориген (185–254 гг.). В Толковании Евангелия от Иоанна (1:28) он отверг варианты «Гадаринская» и «Герасинская», заявив, что ни одно из этих мест не было близ моря. Он предложил вариант «Гергесинская», и под его влиянием в последующих манускриптах сказано «Гергесинская». Вопреки Оригену территория Гадары всё-таки доходила до моря Галилейского (Война, III. 1.1), что подтвердилось обнаружением большого римского/византийского порта на Галилейском море вблизи современного кибуца Ха Он. Событие могло произойти и в Курси (т.н. Гергесе Оригена), где современная традиция помещает его из-за крутого склона.

Это первое посещение Иисусом языческого района. Человек, спасённый из объятий сатаны, пошёл и рассказал всем в Десятиградии, что сделал с ним Иисус.

Вернувшись в Капернаум, Иисус исцелил женщину, страдавшую кровотечением, и воскресил 12-летнюю девочку (Марк. 5:21–43). Совершается ли подобное в союзе с сатаной? Большинство людей не приняли такое объяснение. Восторг продолжался, поскольку ничего похожего ранее в Израиле не видели (Матф. 9:27–33).

6. ОТВЕРЖЕНИЕ В НАЗАРЕТЕ, Марка 6

Иисус был вторично отвергнут в Назарете. Видя людей как овец без пастыря. Он послал 12 Апостолов проповедовать и исцелять (№6а, тёмно-красные стрелки от Назарета). Затем Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя (Матф. 4:12; 14:1–13). Смерть Иоанна была предвестием смерти Самого Иисуса, и Он стал завершать Своё публичное служение в Галилее (Матф. 17:12–13).

Насыщение пяти тысяч и хождение по воде

Иисус удалился с учениками в пустынное место на восток от моря Галилейского близ Вифсаиды (Лук. 9:10). Но толпы пошли за Ним. Вероятно, Иисус пошёл дальше на юго-восток, мимо Вифсаиды. Здесь незадолго до Пасхи (Иоан. 6:1–4) Он чудесным образом накормил более 5 тысяч человек. Люди хотели сделать Иисуса царём (Иоан. 6:14–15); однако чудо означало то, что Его смерть даст жизнь другим (Иоан. 6:33, 50–51). Отправив учеников в сторону Вифсаиды, Иисус отпустил народ и пришёл к ним по морю, идя ночью по воде (белая стрелка). Тесная связь насыщения 5000 с хождением по воде предполагает взаимосвязь значения. Насыщение 5000 было символом смерти Иисуса; хождение по воде – прообразом Его воскресения (Марк. 6:49–50; Лук. 24:37–38).

Проповедь в синагоге Капернаума, Иоанна 6:22–71

На следующий день Иисус прибыл в Капернаум, где сказал в синагоге проповедь, объяснив насыщение пяти тысяч. Учение о необходимости смерти одного человека за всех даже для учеников было трудно приемлемым. Но Пётр знал, что больше им идти не к кому. Эта проповедь завершила полуторагодичное публичное служение Иисуса в Галилее. Последующие 6 месяцев Он наедине говорил Двенадцати о Своей грядущей смерти и воскресении.