Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Начало служения Иисуса Иоанн Креститель 29–30 по Рождеству Христову

1. КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ, Марка 1:9–11

Иисус отправился из Назарета на Иордан для крещения от Иоанна. Библия не говорит, где именно в Иордане был крещён Иисус. Все попытки найти место крещения Иисуса являются догадками. Слова в Марк. 1:5, что к Иоанну приходили люди из Иудеи и Иерусалима, могут подразумевать, что крещение Иисуса произошло в иудейской части низовья Иордана. При крещении небеса открылись не для суда над миром (Пс. 17:10; Ис. 63:19), а как знак уникальных взаимоотношений между Иисусом и Отцом. Дух сошёл на Иисуса в виде голубя, а Отец засвидетельствовал: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Иоанн Креститель был главным свидетелем этих событий.

2. ИСКУШЕНИЕ, Марка 1:12–13

Сразу же после крещения Иисус поведён был Духом в пустыню для искушения от сатаны – в какую именно, мы не знаем. Предание называет Иудейскую пустыню, но нельзя исключать и пустыню, расположенную на восток от Иордана. В любом случае, инициатива была за Богом, а не сатаной. Бог через Иисуса перевёл битву в стан противника, и итогом стала победа. После победы второго Адама в пустыне трагические последствия первого греха, совершённого Адамом в раю, находились в процессе отмены (Рим. 5:19).

3. С ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ и ПЯТЬЮ УЧЕНИКАМИ за Иорданом, Иоанна 1:19–51

После крещения Иисуса Иоанн ушёл в Вифанию за Иорданом. Этот регион располагался восточнее моря Галилейского на территории Ирода Филиппа, а не напротив Иерихона, как считают некоторые (Древн. XVH.2.1, XVII. 11.4, ХХ.7.1). Попытки отождествить Вифанию за Иорданом с местом напротив Иерихона сопровождаются неверным предположением, что Иисус крестился в Вифании (напр., BAR 31/1, 2005: 34–43).

Евангелист Иоанн приводит подробное, день за днём описание первой недели служения Иисуса (Иоан. 1:19– 51). Когда Иоанн Креститель нёс служение за Иорданом, религиозные вожди в Иерусалиме послали представителей допросить его. Он сказал им, что он не Мессия, не Илия и не пророк, а голос, говорящий: «Приготовьтесь, Идущий за мной стоит среди вас». На следующий день после этого Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира... Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём... Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Само крещение происходило не в Вифании за Иорданом. В Вифании, более чем 40 дней спустя, Иоанн вспоминал крещение, свидетельствуя о том, Кто такой Иисус.

В последующие дни после Иоаннова свидетельства в Вифании за Иорданом и затем, возможно, в Вифсаиде Иисус встретил Своих первых учеников. Пять из них упоминаются: Андрей, неназванный ученик (вероятно, Иоанн), Пётр, Филипп и Нафанаил. Они сразу поверили, что нашли Мессию (Иоан. 1:41), так как приняли свидетельство Иоанна Крестителя.

4. ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОДЫ В ВИНО, Иоанна 2:1–12

Через три дня после того как Иисус решил идти в Галилею (Иоан. 1:43; 2:1), Он попал с учениками на брак в Кану. Два возможных места нахождения Каны: Кана иль-Джалиль (Кана Галилейская, также называемая Хир- бет Кана), где отмечено событие на карте, – развалины в 15 км на север от Назарета; и Кефар («селение») Канна в 6 км на северо-восток от Назарета по дороге в Тверию. В обоих местах имеются руины римского и византийского периодов, но лингвистический анализ названия и ссылки у Иосифа Флавия (Life 16–17, 41), похоже, указывают на Кану иль-Джалиль как Кану из Евангелий.

Иисус впервые явил Свою славу не в величественном акте для обозрения и восхищения всеми, а в удивительном поступке, кротко совершённом перед немногими. Даже распорядитель брака не знал, что произошло. Так чудом в Кане Иисус завершил первую неделю Своего служения. Он направился и затем оставался несколько дней в Капернауме, откуда позже будет совершать Своё галилейское служение.

5. НАЧАЛО ИУДЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ – ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА, Иоанна 2:13–25

Очищение Иисусом храма, – предъявление прав на мессианство, – было совершено на Пасху. В глазах толпы этот поступок сделал Иисуса героем (Иоан. 2:23), но Иисус знал, что этим Он привёл в движение силы, которые предадут Его на смерть (Иоан. 2:18–19). Слово «иудеи» (Иоан. 2:18 и др.) у Иоанна указывает на тех в Иудее (особенно среди руководства), кто противостоял Иисусу. Ученики и многие, уверовавшие в Иисуса в то время, были иудеями (Иоан. 2:23), поэтому данный термин явно не подразумевает всех евреев.

Для Иисуса контроль над храмом был лёгким делом в сравнении с несравнимо более важной задачей, ради которой Он пришёл, а именно, умереть и воскреснуть из мёртвых (Иоан. 2:19–22). Поговорив с Никодимом о духовных требованиях для входа в Божье царство (Иоан. 3), Иисус продолжил служение и сбор последователей в Иудее, а Иоанн Креститель нёс служение в Еноне близ Салима (южнее Беф-Сана). У людей возникло некоторое смущение из-за синхронного служения Иоанна Крестителя и Иисуса, но Иоанн точно понял взаимосвязь: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3:22–30).

6. ЧЕРЕЗ САМАРИЮ, Матфея 4:12; Иоанна 4:1–6

Политическое и религиозное напряжение, связанное с заключением Иоанна Крестителя в тюрьму, вынудило Иисуса уйти из Иудеи в Галилею. Он шёл по маршруту Центрального хребта через Самарию к колодцу Иакова близ Сихаря и древнего Сихема. Здесь в разговоре с са- марянкой Он открыто заявил о Себе как Мессии (Иоан. 4:25–26). Ни сотни лет войны, ни дипломатия не смогли разрушить барьер между иудеями и самарянами, а слова Иудея Иисуса смогли (Иоан. 4:39–42).

7. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГАЛИЛЕЮ, Матфея 4:12; Марка 1:14–15; Луки 4:14–15 и Иоанна 4:43–54

Иисус возвратился в Галилею известной личностью. Кроме слухов о превращении воды в вино.в Кане многие галилеяне увидели, что Иисус совершил на Пасху в Иерусалиме. Свидетельство Иоанна Крестителя добавило тысячи людей к толпам, следовавшим за Иисусом. Когда чиновник из Капернаума услышал, что Иисус вернулся в Галилею, он пришёл в Кану, умоляя Его об исцелении сына. Одним словом Иисус исцелил мальчика, находившегося в 30 км от Него. Это второе чудо, совершённое Иисусом в Галилее, и оба они связаны с Каной. Это событие открывает так называемое Великое галилейское служение Иисуса.