Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Патриархи Авраам и Исаак 2100–1950 до Рождества Христова

«Посмотрите на Авраама, отца вашего, ... ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его» (Ис. 51:2).

1. АВРАМ ВХОДИТ В ХАНААН, Бытие 12:6–7

Мы не знаем точно, в каком месте Аврам вошёл в землю Ханаанскую, выйдя из Харрана, но, вполне возможно, он шёл через Галаад и вади Фара (синяя стрелка). Путь через вади Фара в нагорную страну Ханаанскую ведёт прямо в Сихем. Впервые Бог пообещал эту землю потомству Аврама в Сихеме.

И прошёл Аврам по земле этой до места Сихем, до дубравы Море. В этой земле тогда жили хана- неи. И явился Господь Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю эту». И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему (Быт. 12:6–7).

2. ПУТЬ АВРАМА В ЕГИПЕТ И ОБРАТНО, Бытие 12:1–20

Путь Аврама из Сихема на юг пролегал по водораздельному маршруту Нагорной местности, известному ещё как Дорога Патриархов. Аврам разбил свой шатёр на холме между Вефилем и Гаем, построил там жертвенник и призвал имя Господа. Затем он пошёл дальше на юг мимо Хеврона в область Негев, что означает «южная» и «сухая». Потом по причине голода Авраам пошёл в Египет и, там живя, разбогател.

3. ЛОТ Бытие 13:1–18

Аврам вышел из Египта в Негев, а затем вернулся в Нагорную страну близ Вефиля и Гая, где он и его племянник Лот разошлись. Лот направился в Иорданскую долину близ Содома (оранжевая стрелка), вероятно, находившуюся на южной оконечности Мёртвого моря. После его ухода Бог повторил и более подробно изложил Авраму Своё обещание (Быт. 13:14–18).

4. МЕСОПОТАМСКИЕ ЦАРИ, Бытие 14; Второзаконие 2:9–12

Могущественная коалиция месопотамских царей поработила заиорданские племена рефаимов, зумимов, эмимов и хорреев, а также юго-восток Ханаана (чёрные стрелки и красные знаки мест боевых действий). Это завоевание привело к восстанию и повторному покорению местных царей на южной оконечности Мёртвого моря (долина Сиддим), включая Содом и Гоморру. Аврам был в шатре в Хевроне, когда узнал, что его племянника Лота вместе с трофеями Содома взяли в плен. Всего лишь с 318 рабами Аврам преследовал месопотамские армии и поразил их севернее Дамаска. Патриарх, как и его потомки Гедеон (Суд. 7:7) и Ионафан, знал, что «для Господа нетрудно спасти через многих или немногих» (1Цар. 14:6).

После победы над месопотамскими царями Аврам встретил Мелхиседека, чьё имя означает «царь праведности». Мелхиседек был царём Салима (вероятно, Иерусалима, но, возможно, Сихема; Быт. 33:18) и священником Бога Всевышнего. Вскоре после этого Бог пообещал даровать Авраму физического наследника и множество потомков. Аврам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15). Позже у Аврама от Сариной рабыни-египтянки Агари родился Измаил (Быт. 16). Но когда Авраму было 99 лет, Бог дал обещание, что через Сару Аврам станет отцом множества народов. Цари произойдут от Аврама и Сары – обещание, исполнившееся в Давиде и его сыновьях, и в конечном счёте в Мессии Иисусе (Быт. 17:6, 16; Матф. 1:1). Имя Аврам («превознесённый отец») было изменено на Авраам («отец множества народов»; Быт. 17).

5. СОДОМ И ГОМОРРА Бытие 18–19

В Хевроне Авраама посетили трое «мужчин». Они повторили 99-летнему Аврааму и 90-летней Сарре, что у них будет сын. Сразу же за этим обещанием праведнику следует описание истребления нечестивых. «Мужчины» пришли в Содом и Гоморру. Эти города были уничтожены огнём и серой с неба, очевидно в соединении с геологическими катаклизмами на земле. Еврейский текст описывает эти города как «перевёрнутые» («ниспроверг», Быт. 19:25). При раскопках в этой местности было обнаружено как минимум пять городских поселений (Баб эд-Дра, Ну- мейра, эс-Сафи, Фейфа и Ханазир). Некоторые отождествляют эти места с пятью городами долины (Быт. 14:2), но вряд ли какие-либо из этих руин являются Содомом или Гоморрой. Скорее всего, это руины близлежащих городов (возможно, одним из них был Сигор), которые постиг Божий суд. Возможно, они были покинуты после разрушения Содома и Гоморры (Merrill 40).

Лот и его семья бежали в Сигор, который, должно быть, находился на восточной стороне рифтовой долины, поскольку именно там поселились его потомки, моавитяне и аммонитяне. Жена Лота замешкалась и, вероятно, была покрыта солёным веществом, падавшим с неба или исходившим из-под земли.

Иуда говорит, что Содом и Гоморра служат примером того, каким будет «суд великого дня» (Иуд. 6–7). Иисус сказал, что некоторых ожидает наказание страшнее, чем то, что постигло Содом и Гоморру (Матф. 10:14–15; 11:24).

6. АГАРЬ И ИЗМАИЛ Бытие 20–21

Авраам странствовал в Гераре, в Западном Негеве. Возможно, там родился Исаак. Оранжевйя стрелка от Герара к Египту показывает изгнание Агари и Измаила в пустыню Вирсавию. Впоследствии Авраам и царь Герара заключили союз в Вирсавии («колодец семи/клятвы»).

7. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА Бытие 22

Бог велел Аврааму пойти в землю Мориа и там принести своего сына Исаака во всесожжение. Авраам вышел из Вирсавии и через три дня пришёл к горе Мориа (красная стрелка от Вирсавии к Иерусалиму). Впоследствии на этой горе в Иерусалиме Соломон построил храм (2Пар. 3:1).

Когда Авраам умер, его похоронили в гробнице, в пещере Махпеле, в Мамре-Хевроне, которую он приобрёл для захоронения своей жены Сарры (Быт. 25:9–10). По причине голода в земле Исаак хотел идти в Египет, но потом отправился в Герар, где на следующий год собрал урожай во сто крат. Свои права на владение территорией и колодцами Исаак подтвердил союзом с филистимлянами в Вирсавии.