Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Личное служение Иисуса в Галилее 31 по Рождеству Христову

Личное служение Иисуса в Галилее длилось около шести месяцев – первую половину последнего года Его жизни на земле. Оно пришлось на летний период между Пасхой и праздником Кущей (Иоан. 6–7). Все шесть месяцев Иисус искал уединения, чтобы объяснить ученикам, что Он пострадает, умрёт и воскреснет из мёртвых. В это время Иисус дважды ходил с учениками в северные, преимущественно языческие регионы.

1. ПОСЕЩЕНИЕ ТИРА И СИДОНА, Марка 7:1–30

Близ Капернаума или Геннисарета (Марк. 6:53) представители религиозной власти из Иерусалима обличили Иисуса за несоблюдение преданий старцев. Суть аргумента фарисеев используется против Иисуса до сего дня: «Как Он может быть Мессией, если нарушает еврейские обычаи, а также наши вожди не принимают Его?»

Иисус искал времени наедине с учениками в языческом Тире (синяя пунктирная стрелка от Капернаума), но не смог укрыться. К Нему за помощью обратилась язычница. В глазах евреев эта женщина воплощала все отрицательные этнические черты (сирийка, финикиянка, гречанка и хананейка). Но она знала, что Сын Давидов – источник Божьей милости и язычникам (Матф. 15:22).

2. ИЗ ТИРА И СИДОНА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИГРАДИЕ, Матфея 15:29–31 и Марка 7:1–30

Из Финикии Иисус прошёл до восточного побережья Галилейского моря в Десятиградии (синие стрелки от Тира до Галилейского моря). Здесь Его маршрут неизвестен. Народ в этих языческих районах слышал об Иисусе и благодаря Его служению «прославлял Бога Израилева».

3. НАСЫЩЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ, Марка 8:1–10

Эта толпа состояла, в основном, из язычников, три дня следовавших за Иисусом в Десятиградии. Как насыщение 5 тысяч было символом заместительной смерти Иисуса за евреев (Иоан. 6:26–58), так насыщение 4 тысяч иллюстрировало Божью милость к язычникам.

Накормив 4 тысячи, Иисус вернулся на западное побережье Галилейского моря. Так завершилось первое из двух обучающих путешествий Двенадцати. Это был первый близкий контакт Иисуса с язычниками, и их реакцией было прославление Бога Израилева. Это служение стало уроком для Апостолов на будущее.

4. ИСКАНИЕ ЗНАМЕНИЯ, Матфея 15:39–16:1

При возвращении на еврейские земли следующее событие произошло либо в Далмануфе (Марк. 8:10, арамейское слово означает «порт», возможно в Табге?), либо в Магдале (Матф. 15:39). Фарисеи и саддукеи попытались дискредитировать Иисуса, потребовав знамения (ср. Иоан. 2:18; Матф. 12:38). Иисус указал, что они могут предсказывать погоду по состоянию неба, но не могут толковать знамений времён – что среди них был Мессия. Упомянув пророка Иону, Иисус повторил, что главным знамением станет Его смерть и воскресение.

Переправившись через море, Иисус начал второе путешествие, продолжая обучение Двенадцати (жёлтая стрелка от Табги до Вифсаиды). Плывя в Вифсаиду, Иисус предупредил учеников, чтобы они остерегались закваски (учения, Матф. 16:12) фарисейской и саддукей- ской. Это, скорее всего, подразумевало популярные мнения о Мессии. Саддукеи тяготели к рационализму, отрицая чудесное вмешательство Бога в дела людей. Фарисеи говорили о Мессии-победителе как националисте. Ссыпаясь на насыщения 5 и 4 тысяч, Иисус привлёк внимание учеников к центральной идее за этими чудесами – а именно, что Мессия умрёт за многих.

5. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО, Марка 8:22–26

По прибытии Иисуса в Вифсаиду (№5) к Нему привели слепого. Интересно, что Иисус исцелял его постепенно. Очевидно, Он хотел, чтобы тот не разглашал о случившемся с ним чуде. На этом этапе Своего служения Иисус хотел оставаться наедине с учениками.

6. ПОУЧЕНИЕ О СМЕРТИ МЕССИИ, Матфея 16:13–28

В дни Иисуса Кесария Филиппова была метрополией, в которой преобладали языческие храмы, построенные вблизи большого источника у подножия горы Ермон. Там находился храм кентавра Пана, бога природы, вследствие чего это место прежде и называлось Паниас. Ирод Филипп сделал его столицей региона, построил там храм в честь Кесаря Августа и дал городу название Кесария Филиппова. Хотя Иисус, вероятно, не заходил в город, Он пришёл в эту местность, чтобы уединиться с учениками.

Здесь был задан основной вопрос, касающийся личности Иисуса. Узнав о мнении других людей, Иисус затем спросил учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» Пётр воскликнул: «Ты Христос, Сын Бога живого». Ранее Иисус уже говорил о Своей смерти (Иоан. 2:19; 6:51), но в этот момент Он впервые пояснил ученикам, что как Мессия Он пойдёт в Иерусалим, где много пострадает, будет убит и в третий день воскреснет. Пётр ничего не понял. Рассуждая по-человечески, он думал, что если Мессия умрёт, как же Он будет побеждать и править?

7. ПРЕОБРАЖЕНИЕ, Матфея 17:1–13

Шесть дней спустя Иисус взял троих учеников и, поднявшись на высокую гору, преобразился перед ними. Восемь дней у Луки (9:28) включает день, когда Пётр сделал заявление, и день Преображения. Скорее всего, это было на одном из склонов горы Ермон. Некоторые христианские предания называют гору Фавор, но это маловероятно, поскольку на горе Фавор в греческий и римский периоды были поселения (Война, П.20,6; IV.1.8; Polibius, Historiarum Reliquiae, V, 70; Strabo, Geographica, XVI, II, 3). Кроме того, гора Фавор не является отдалённым местом, и путешествие из Кесарии Филипповой к Фавору не соответствует целям Иисуса уединиться.

При Преображении три Апостола смогли лишь мельком увидеть славу Иисуса. Но это событие укрепило их веру после слов Иисуса о том, что Он пострадает и умрёт. Кроме того, они услышали свидетельство Моисея и Илии. Любое противостояние религиозной или политической власти блекло в сравнении со свидетельством этих мужей Божьих. А если их слов было не достаточно, то голос из облака произнёс: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

8. ВТАЙНЕ через ГАЛИЛЕЮ в КАПЕРНАУМ, Матфея 17:22–24 и Марка 9:30–32

После Преображения Иисус исцелил юношу, одержимого бесом, а затем тайно прошёл через Галилею (жёлтая пунктирная линия). Неизвестно, каким путём шёл Иисус; текст просто говорит «через Галилею». Иисус упомянул предательство как часть того, что Он пойдёт в Иерусалим, пострадает, умрёт и воскреснет.

Шесть месяцев личного служения приготовления подходили к концу. После этого Иисус ещё раз публично призвал народ к Себе, но на этот раз в Иудее и за Иорданом.