Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Гедеон 1180–1140 до Рождества Христова; Авимелех 1120 до Рождества Христова

Израильтяне снова стали служить ханаанским богам Ваалу и Астарте, и на этот раз их угнетали мадианитяне с юго-востока. Мадианитяне «приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтобы опустошать её» (Суд. 6:5). Мадианитянское иго было настолько тяжёлым, что некоторым израильтянам приходилось укрываться в ущельях и пещерах (Суд. 6:2). Неизвестный пророк напоминал людям, что это чужеземное иго было следствием духовного падения Израиля.

1. ПРИЗВАНИЕ ГЕДЕОНА В ОФРЕ, Судей 6

Ангел Господень явился Гедеону из колена Манас- сии в Офре (современная Афула?) в долине Изреель. Осознав, что мадианитянский гнёт был следствием религиозной неверности Израиля, Гедеон разрушил жертвенник Ваалу в Офре. На его месте он построил другой жертвенник, назвав его «Яхве есть мир». Посредством удивительного знамения с овечьей шерстью Гедеону дано было подтверждение, что Господь с ним. Это знамение касалось вопроса власти, кто же управляет дождём и росой: Яхве или Ваал? Обильная роса, как следствие ночной конденсации влажного средиземноморского воздуха, является важным источником влаги для растительности Израиля в летнее время (ср. 3Цар. 17:1; Иов. 38:28).

2. ИЗБРАНИЕ 300 У ИСТОЧНИКА ХАРОД, Судей 7

Платформой для избавления израильтян от вражеского ига снова стал регион долины Изреель. Не случаен тот факт, что первые двое судей после ослабления египетского влияния в Израиле участвовали в событиях в долине Изреель (карты 4–4 и 4–5). Руководимые Гедеоном израильтяне собрались у источника Харод, находящегося у подножия горы Гелвуй. Там Гедеон по слову Бога уменьшил свои войска с 32 тысяч до всего лишь трёхсот человек, «чтобы не возгордился Израиль... и не сказал: „Моя рука спасла меня“» (Суд. 7:2). Мадианитяне и их союзники заняли долину Харод близ холма Море.

3. НАСТУПЛЕНИЕ НА МАДИАНИТЯН, Судей 7

Синие стрелки от источника Харод к красному знаку противостояния на холме Море показывают, что Гедеон разделил своих 300 воинов на три группы по 100 человек в каждой. Воины были вооружены только трубами, светильниками и глиняными кувшинами, чтобы покрыть светильники. В полночь они окружили стан мадианитян, разбили кувшины, затрубили в трубы и закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Мадианитяне, вероятно, подумали, что за каждым из 300 светильников было воинское подразделение, и в панике бросились бежать.

4. БЕГСТВО МАДИАНИТЯН, Судей 7:24–8:21

Бегство мадианитян (чёрные стрелки), преследуемых Гедеоном (синие стрелки), пролегло по маршруту через долину Харод, который соединяет долину Изреель с риф- товой долиной Иордана и Заиорданьем. Мадианитяне бежали через долину Харод, затем переправились через Иордан близ Авел-Мехолы (позже ставшей родиной Елисея) и у реки Иавок повернули на юго-восток в Галаад. В ночной панике они убивали друг друга.

Гедеон попросил ефремлян (синие стрелки) отрезать переправу через Иордан близ Беф-Вары (Адам?), чтобы не дать мадианитянам убежать на юг через Иорданский разлом. Ефремляне убили двух князей мадиамских (Орива и Зива, «ворона» и «волка»). Положение Ефрема как ведущего колена обнаруживается в их жалобе Гедеону о том, что их не позвали на войну раньше.

В погоне за остатками мадианитянской армии Гедеон и его триста воинов перешли через Иордан. Река Иавок возле Сокхофа и Пенуэла служит своеобразным входом из Иорданской долины в горы Галаада. Жители Сокхофа и Пенуэла (израильтяне из колена Гада!) отказались помочь Гедеону. За два столетия после завоеваний под руководством Иисуса Навина политическое размежевание усилилось. Сыны Гадовы не верили, что победа будет за Гедеоном – и боялись возмездия мадианитян. В конце, когда Гедеон вернётся с победой, он отплатит им за недружелюбие, разрушив башню в Пенуэле и наказав старейшин Сокхофа зубчатыми молотильными досками.

Гедеон догнал мадианитян в Каркоре, в 100 км на восток от Мёртвого моря. И хотя вражеская коалиция потеряла 120 из 135 тысяч воинов, числом они всё ещё значительно превосходили 300 воинов Гедеона (Суд. 8:10). Но Господь спас через немногих. Гедеон обратил войска мадианитян в бегство и взял в плен мадианитян- ских царей Зевея и Салмана.

Избавление от хананейских и мадиамских угнетателей в долине Изреель, отмеченное на картах 4–5 и 4–6, упоминается позже в Писании:

Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что ] Иавину у потока Киссон, которые истреблены в Аэндоре, сделались навозом для земли. Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом, которые говорили: «Возьмём себе во владение селения Божьи» (Пс. 82:10–12).

Пророк Исаия вспоминал о победе Гедеона, когда предсказывал, что Господь покончит с ассирийским гнётом Иуды, «как во время поражения Мадиама у скалы Орива» (Ис. 9:4; 10:26). Исаия также смотрел в будущее, когда мадианитяне придут с множеством верблюдов не угнетать Израиль, а поклониться Богу Израиля (Ис. 60:6).

5. АВИМЕЛЕХ, Судей 8:28–9:57

После победы Гедеона земля покоилась 40 лет. Однако «когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали. блудно ходить вслед ваалов и поставили себе богом Ваал- верифа» (Суд. 8:33). Ваал-вериф означает «господин завета». Очевидно, заветы, заключённые в Сихеме и связы- . ваемые с Авраамом и Иисусом Навиным, израильтяне приписывали Ваалу. На этот раз Божьим наказанием были не внешние враги, а внутренний политический хаос. Правителем в Сихеме стал Авимелех, сын Гедеона от наложницы из Сихема. Он убил 70 других сыновей Гедеона. Уцелел только Иофам. В своей знаменитой речи на горе Гаризим Иофам предупреждал, что правление J Авимелеха приведёт к проблемам. Он был прав. Спустя несколько лет сам

Авимелех разрушил город Сихем и храм Ваал-верифа. Возможно, что развалины этого храма и были найдены во время раскопок в Сихеме. Также городские ворота в Сихеме (Суд. 9:35, 40), скорее всего, относятся к Среднему бронзовому (хананейскому) периоду и использовались в израильский период. Развалины ворот можно видеть в Сихеме и сегодня. Авимелех был убит обломком верхнего жерновного камня, брошенного женщиной с башни в Тевеце. Эта первая попытка Сихема поставить своего царя закончилась неудачей.