Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Саул 1051–1011 до Рождества Христова

1. САУЛ – ИЗБРАННЫЙ ЦАРЬ В РАМЕ И МАССИФЕ, 1 ЦАРСТВ 10

Желание Израиля иметь царя означало отвержение Бога, ставшего их Царём через завет на Синае. Хотя сам завет допускал наличие царя (Втор. 17:14–20; Быт. 49:10; Числ. 24:7), этот царь должен был править в теократической зависимости от Бога. Писание предупреждает о крайне централизованной человеческой власти, непод- чиняющейся Богу. Желание Израиля было не в том, чтобы царь правил под Божьим руководством, а чтобы он был, как цари у других народов. Как сказал Самуилу Господь: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1Цар. 8:7–18).

В поисках ослиц отца Саул пришёл в Раму, где Самуил тайно помазал его на царство (1Цар. 9:1–10:16). Указания Самуила Саулу показывают, что могила Рахили находится на территории Вениамина, а не в традиционном месте близ Вифлеема Иудейского (1Цар. 10:2; ср. карту 2–3).

В Массифе Самуил публично объявил Саула царём (1Цар. 10:17–27). Народ, вероятно, ожидал, что первый царь будет избран из ведущих колен Иуды или Ефрема. Избрание Саула тем более примечательно, поскольку он был из колена Вениамина, чьи земли находились между землями Иуды и Ефрема (1Цар. 10:21).

2. ПОБЕДА САУЛА НАД АММОНОМ В ИАВИСЕ ГАЛААДСКОМ, 1 Царств 11

Аммонитский царь Наас угнетал Иавис Галаадский. Дух Божий сошёл на Саула (1Цар. 11:6) с такой же силой, какую испытывали и победоносные судьи Израиля (Суд. 6:34; 11:29; 15:14).. Саул собрал израильтян у Везека и смог быстро победить аммонитян (синие стрелки). Как вениаминитянин, он имел близких родственников в Иависе Галаадском (Суд. 21:11–13).

3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЦАРСКОГО САНА В ГАЛГАЛЕ, 1 Царств 11:12–14

После победы в Галааде Саулу предложили истребить тех, кто ранее выразил презрение к его воцарению. Саул смиренно избрал другой путь, признав, что «Господь совершил спасение в Израиле». По инициативе Самуила весь Израиль собрался в Галгале и утвердил Саула царём.

4. БИТВА У ГИВЫ И МИХМАСА, ПЕРЕПРАВА, 1 Царств 13:1–14:31

Филистимляне, желая уничтожить зарождающуюся израильскую монархию, собрали у Михмаса огромную армию. Размер филистимских войск и их быстрое прибытие в Нагорную местность показывает, насколько трудной бьиа ситуация. Некоторые израильтяне прятались в пещерах и ущельях, другие бежали за Иордан. Ожидая в Галгале Самуила, Саул стал терять терпение и взял на себя роль священника. В итоге, за свою самонадеянность и неверие он был осуждён. Сразу после его проступка пришёл Самуил и сказал: «Теперь не устоять царствованию твоему». Это было начало конца Саула.

Самуил и Саул вернулись в Нагорную местность в Гиву и Геву с маленькой армией из 600 человек. Филистимляне послали войска из Михмаса в трёх направлениях: на север к Офре, на запад – к Вефоронскому хребту, и на восток – к Галгалу в долине Цевоим (чёрные стрелки с жёлтым краем). Передовой же отряд филистимлян «вышел... к переправе михмасской» (1Цар. 13:23). Это маршрут через вади Сувенит, соединяющий Михмас с Гевой (см. карту 1–8).

Пока Саул был в Гиве (1Цар. 14:2, 16), его сын Ионафан вышел из Гевы против филистимлян по другую сторону переправы, и с географической точки зрения здесь очень подробное описание:

У переходов, по которым Ионафан искал пробраться к отряду филистимскому, была острая скала с одной стороны и острая скала с другой: имя одной Бощц, а имя другой Сене; одна скала стояла с севера перед Михмаеом, другая – с юга перед Гевой (1Цар. 14:4–5; перевод автора).

Это подробности из уст очевидца. Автор 1-й книги Царств знал географические особенности переправы. 300 лет спустя пророк Исаия показал своё знание этой местности (Ис. 10:28–29). В обоих случаях географическая точность в тексте подтверждает историчность.

Ионафан не напал на передовой отряд филистимлян у переправы, а перешёл через скалы Боцец и Сене и атаковал восточный фланг филистимлян. Этого было достаточно, чтобы внести смятение в ряды противника. Землетрясение усилило хаос. Израиль поражал «филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона» (1Цар. 14:31). Их бегство отмечено на маршруте Вефоронского хребта.

5. ОТЧЁТ О ПОБЕДАХ, 1 Царств 14:47–48

Саул победил Моава, Аммона, Едома, Сову (арамеев), филистимлян и Амалика. То, что он «утвердил своё царствование» (1Цар. 14:47), показывает, что успех и власть усилили его тщеславие. Хотя начинал он как правитель, признававший полновластие Бога (1Цар. 11:13), вскоре он стал считать, что царство принадлежало ему.

6. БИТВА ПРОТИВ АМАЛИКА, 1 Царств 15

Саул воевал против амаликитян. Чтобы произвести впечатление на Иудею, он установил в честь победы памятник на Кармиле (карта 5–3). Однако, когда Саул с победой пришёл в Галгал, Самуил сказал ему, что по причине непослушания царство будет отнято от него:

«Послушание лучше жертвы... ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царём» (1Цар. 15:22, 23, 26).

Вскоре Самуил в Вифлееме помазал на царство Давида (1Цар. 16). Остаток жизни Саула большей частью прошёл в погонях за Давидом и войнах с филистимлянами.

7. СМЕРТЬ САУЛА, 1 Царств 31

Из Афека через равнину Шарон филистимляне вошли в долину Изреель и стали станом у подножия холма Море в Сонаме (чёрные стрелки). Чтобы остановить врага, Саул поставил стан на горе Гелвуй и в городе Изреель (1Цар. 28:4; 29:1). Риск был высок. Победа филистимлян в долине Изреель принесла бы контроль над главными маршрутами через царство Саула и вбила бы клин между северными и южными коленами Израиля.

Отчаянно нуждавшийся в совете Саул тайком обошёл стан филистимлян и холм Море, чтобы попасть к волшебнице в Аэндоре. Здесь Самуил сообщил ему, что всё шло под Божьим контролем. Господь отнимал царство у Саула и отдавал его Давиду (а не филистимлянам!).

На следующий день Саул был ранен и отступил к горе Гелвуй. Оруженосец отказался убить его, поэтому Саул упал на свой меч. Филистимляне нашли его тело и тела трёх его сыновей. Они отрезали его голову и показывали её как трофей по всей Филистии. Тела же Саула и его сыновей повесили на стене Беф-Сана. Но жители Иависа Галаадского – где Саул одержал первую победу в войнах – взяли тела и похоронили их в Иависе.