Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Завоевание израильтян: Северная кампания 1400 до Рождества Христова

1. МОБИЛИЗАЦИЯ ХАНАНЕЕВ, Иисуса Навина 11:1–5

Победы Иисуса Навина в центре и на юге Ханаана подтолкнули ханаанских царей на севере к решительным действиям. Руководителем северной коалиции был Иавин, царь Асора. Современный Асор – это самый большой телль в Израиле, размером более чем 80 гектаров. В ханаанский период Асор состоял из большого, ограждённого стеной нижнего города и ещё более укреплённого верхнего города. Выдающееся положение этого города за несколько столетий до его завоевания Иисусом Навином видно из месопотамских и египетских документов. Он упоминается как важное место в царских документах города Мари, датируемых XVIII столетием до Р.Х. (карта 2–1), а также в египетских записях (карта 2–4). Археологические раскопки в Асоре обнаружили большой город с развитой архитектурой и ханаанскими культовыми сооружениями. Геополитически расположение Асора в долине Хула давало ему контроль над северными воротами Большого международного пути.

Хананеи во главе с царём Асора Иавином запланировали объединённую атаку против Израиля. Хананейские цари пришли отовсюду: из Аравы, расположенной южнее Киннерефа, с побережья Дора, из долины Изреель, с Финикийского побережья и из Галилеи (чёрные пунктирные стрелки и квадраты). Они собрали свои войска у вод Ме- рома, местонахождение которого неизвестно. Этот топоним сохранился в названии источника и горы в Верхней Галилее. Если это его реальное местонахождение, то сбор войск хананейской коалиции – единственное значительное событие, описанное в Библии, которое произошло в Верхней Галилее. По причине труднодоступностй этой местности её редко использовали путешественники, избегали торговцы и военные. Упоминание хананейских колесниц может означать, что воды Мерома покрывали более широкую равнину, возможно, вблизи озера Хула. Это событие отмечено на карте в Верхней Галилее, но нахождение колесниц хананеев там является весьма сомнительным. Возможно, хананеи, планируя оборону, собрались в более безопасной Верхней Галилее из страха. Однако, прежде, чем они смогли перебросить свои колесницы на стратегические места в долинах, Иисус Навин застал их врасплох.

2. НАПАДЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН, Иисуса Навина 11:6–7

Иисус Навин неожиданно напал на войска хананеев при водах Мерома. Выражение «перерезать жилы у коней» («1 ?У) означало сделать коней неспособными к битве, годными только для пахоты земли или переноски грузов (др. перевод «сделать неспособными к воспроизведению»). Также Израиль должен был сжечь огнём их колесницы, потому что в вопросе победы народ Божий должен был зависеть не от последних разработок военной промышленности, а от Господа (Втор. 17:6; 2Цар. 8:4; Пс. 19:8).

3. БЕГСТВО ХАНАНЕЕВ, Иисуса Навина 11:8–9

Иисус Навин поразил хананеев и преследовал их далеко (чёрные стрелки отступления и синие – преследования). Великий Сидон находится на северо-западе, на Финикийском побережье. Мисрефоф-Маим – это, возможно, река Литани, протекающая в северной части Верхней Галилеи. Долина Мицфа была северной частью долины Хулы ниже горы Ермон (И.Нав. 11:3).

4. УНИЧТОЖЕНИЕ АСОРА, Иисуса Навина 11:10–15

Вернувшись после преследования хананейской коалиции, Иисус Навин захватил Асор. Он побил «всё дышащее, что было в нём, мечом», однако затем, в отличие от других городов, «Асор сжёг он огнём» (И.Нав. 11:10). Священное Писание очень ясно говорит об этом отличии:

Впрочем всех городов, лежавших на возвышенности (евр. телль), не жгли израильтяне, кроме одного Асора, который сжёг Иисус (И.Нав. 11:13).

В отношении доказательств реального разрушения телля Асора огнём существует немало споров. Археологи, производившие раскопки Асора в наше время, приписывают окончательное разрушение ханаанского города в XIII веке до Р.Х. израильтянам (BAR 25/3, 1999: 22–39). Согласно Библии, заслуга в окончательном разрушении ханаанского Асора таки принадлежит израильтянам после победы Деворы и Барака (Суд. 4:24; карта 4–5). Свидетельство более раннего разрушения Асора огнём можно отнести к эпохе завоеваний Иисуса Навина. Библия показывает, что за 170 лет, разделяющих Иисуса Навина и Барака, хананеи вновь заселили Асор. То, что израильтяне в дни Иисуса Навина забрали «всю добычу городов этих и скот» (И.Нав. 11:14), предполагает, что они не смогли сразу же заселить многие из завоёванных городов (ср. И.Нав. 13:13; карта 4–2). В любом случае, разрушение хананейских городов израильтянами было скорее всего исключением, чем правилом. Во время Северной кампании был сожжён только Асор, как ранее Иерихон и Гай. Стратегия израильтян состояла в том, чтобы сохранить города с целью последующего их заселения.

Продолжительность завоевания

При беглом прочтении книги Иисуса Навина может создаться впечатление, что́завоевание земли Иисусом было спонтанным событием,. длившимся дни, недели или месяцы. Однако книга Иисуса Навина конкретно утверждает, что это не так, говоря: «Долгое время вёл Иисус войну со всеми этими царями» (И.Нав. 11:18). Всё совершалось в соответствии с предыдущими предсказаниями Господа:

«Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмёшь во владение землю эту» (Исх. 23:29–30).

«И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы эти мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро» (Втор. 7:22).

Свидетельство Халева показывает, что завоевания, описанные в книге Иисуса Навина, продолжались как минимум семь лет (И.Нав. 14:7–10; 1406–1399 гг. до Р.Х.). Халеву было сорок лет, когда он ходил в разведку в Ханаан. Он провёл тридцать восемь лет в пустыне (до 78 лет), и в восемьдесят пять – получил свою землю у Хеврона (И.Нав. 14:10). Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисус в удел израильтянам, для разделения между коленами их. И успокоилась земля от войны (И.Нав. 11:23).