Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Возвращение и востановление 530–400 до Рождества Христова

Возвращение из Вавилона

Изгнание закончилось, когда Вавилон завоевали персы, и персидский царь Кир объявил, что евреи могут вернуться на родину (Езд. 1:1–4). Вавилонский плен был следствием непослушания Израиля Богу и имел цель переломить это непослушание. Израиль должен был очиститься от идолопоклонства и вернуться к взаимоотношениям только с Яхве. Иеремия предсказал, что изгнание продлится 70 лет (Иер. 25:11–12; 29:10; 2Пар. 36:21). 70 лет можно высчитать в событиях и политического плана, и религиозного: в политическом плане – от первых высылок (прибл. 605 г. до Р.Х., включая Даниила) до возвращения пленников после указа Кира в 538 году (Дан. 9:2); в религиозном – от разрушения храма в 586 году до его восстановления в 516 году. Прослеживается три основных периода возвращения евреев в Обетованную Землю (карта 8–1). Ив каждом из них персидские цари оказывали им помощь, поскольку рассматривали вассалов-евреев как поборников персидских интересов.

География Игуда

Восстановленную область евреев по-арамейски назвали Игудом (евр. Иуда). Она была частью большей персидской области, называемой «За рекой», – территории Леванта на запад от реки Евфрат до границы с Египтом (Езд. 4:11; Неем. 2:7; карта 8–1). Границы Игуда легко определить по списку имён и заселённых городов во 2 главе Ездры и 3, 7 и 11 главах Неемии. Дополнительную информацию дают монеты и глиняные печати с надписью «Игуд», найденные при раскопках. Игуд с Иерусалимом как центром состоял из Нагорной местности, пустыни и Шефелы Иудеи. На огромных просторах Персидской империи это была относительно небольшая местность (ок. 50 км2). Но значимость Игуда в Персидской империи намного превосходила его размеры. Во-первых, Игуд был дверью в Египет, которую Персия хотела держать открытой, а, во-вторых, он имел длинную и иногда выдающуюся историю царей, правивших в его столице – Иерусалиме.

Характеристики иудаизма периода Второго храма

Персидский эдикт 538 года до Р.Х., позволявший евреям восстановить храм, открыл так называемый период Второго храма, длившийся до разрушения храма римлянами в 70 году по Р.Х. Ниже приводятся некоторые основные характеристики иудаизма этого периода:

Отсутствие чудес. В отличие от египетского рабства, когда Бог вывел Израиль посредством чудес, восстановление после изгнания в Вавилон не сопровождалось чудесами. Да, оно было предсказано пророками (Ис. 11:12; Иер. 30:10; Иез. 11:17), являясь доказательством Божьего вмешательства, но, в отличие от чудесного вмешательства в Египте, теперь Яхве использовал земные механизмы в виде Персидской империи как Его посредника в отношениях с Израилем (Ис. 44:28). Господь ни разу не упоминается в книге Есфирь, события в которой происходят в дни правления персидского царя Ахашвероша (Ксеркса). Однако очи веры видят полновластие Яхве, пронизывающее всю историю Есфири. Само уже существование евреев доказывает их связь с вечным Богом.

Прекращение пророчеств. Во время периода Второго храма не было ветхозаветных пророков, провозглашавших: «Так говорит Господь». Аггей и Захария пророчествовали приблизительно в 520 году до Р.Х., а Малахия не позже 400 года – вся их деятельность приходится на персидский период. После Малахии наступило 400– летнее пророческое молчание. Однако прекращение прямого обращения Бога к человеку дало возможность составить канон Ветхого Завета (Иосиф Флавий, «Против Апиона», 1:8). Добавления к канону не приветствовались. Пророки и пророчества воспринимались с подозрением (Зах. 13:3–6; 1 Макк. 9:27; 14:41). Определение Божьей воли стало итогом чтения и толкования принятого священного текста. В начале этого периода Ездра пришёл с властью персидского правительства создать нечто наподобие объединённого или нормативного иудаизма. Но при правлении Греции, Хасмонеев и Рима различные толкования текста – и разная реакция на меняющийся политический строй – привели к разделениям. Большую часть периода Второго храма иудаизм был каким угодно, но не единым. Греческий и хасмонейский периоды способствовали росту сектантских групп саддукеев, фарисеев и ессеев. В римский период появились зилоты.

Территориальные и политические завоевания. Пе считая периода Хасмонеев, Игуд в период Второго храма был маленькой областью, завоёванной огромными империями. Эта реальность стала дилеммой для евреев, веривших, что Яхве был Царём вселенной и однажды должен был поставить сына Давида во главе всех народов. При любом повороте в международных событиях евреи думали, не пришло ли время, когда Бог восстановит царство Израилю (Деян. 1:6).

Руководство. Потомки Давида ничем не проявляли себя и даже таинственно исчезли с политической сцены. Руководство периода Второго храма перешло к книжникам и, особенно, к священникам, вероятно, потому, что иностранные власти не рассматривали последних как тех, кто будет раздувать политические бунты. Но надежда евреев на восстановление династии Давида не умерла. Проходили годы. Иногда надежда превращалась в разочарование, но чаяние прихода Мессии жило от дней персов до дней римлян (Лук. 3:15).

Иисус из Назарета

Явление Иисуса из Назарета и возникновение христианства – ещё одна из характерных особенностей периода Второго храма. В полном контрасте выше описанным характеристикам Иисус творил чудеса в такой степени, в какой ничего подобного ранее в Израиле не видели (Матф. 9:33). Он говорил с властью Божьей (Матф. 7:28–29; Иоан. 12:49) и был потомком Давида (Матф. 1:11), Который будет править как Властелин над всеми народами (Лук. 1:32–33; Иоан. 18:36–37).

Сосуществование диаспоры и еврейского населения в Израиле. В период Второго храма большинство евреев жили в рассеянии, то есть за пределами Израиля. По мере привыкания к потере иерусалимского храма как центра совместного поклонения, молитвы и обучения в иудаизме стали развиваться синагоги. Даже после восстановления храма иудаизм продолжал процветать в синагогах. Это была децентрализация власти. В дни Иисуса саддукеи управляли в храме, но фарисеи сосредоточили свю власть над большинством синагог. Демографически, еврейское население в Обетованной Земле восстановилось, начиная с персидского периода, и особенно в дни хасмонеев. В дни Иисуса Иудея, Галилея и Перея («за Иорданом») были, в основном, еврейскими.