Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Александр Македонский, Греческая империя 334–167 до Рождества Христова

До своей смерти в 336 году до Р.Х. Филипп И, царь Македонии, подчинил себе Грецию и Фракию. Он приготовил сцену для величайших достижений своего сына Александра, названного Македонским. За 12 лет своего правления (334–323 гг. до Р.Х.) Александр завоевал всю Персидскую империю и установил греческое правление и культуру на всём Ближнем Востоке от Египта и вплоть до Индии.

Завоевание Малой Азии, Леванта и Египта, 334–331 гг. до Р.Х.

В 334 году 20-летний Александр всего лишь с 35-ты- сячным войском пересёк Дарданеллы и вторгся из Европы в Азию (красные стрелки). Персидские войска не смогли остановить его на реке Граник в Лидии. Александр продвинулся на юг через Мисию, Карию, Ликию и Памфилию, нейтрализовав доступ персов к портам на эгейском и средиземноморском побережьях. От Сиде в Памфилии он повернул на север в сердце Малой Азии: Гордион и Анкиру в Каппадокии. Затем он направил свои войска на юго-восток и через Киликийские ворота в горах Тавра направился к Тарсу. Дарий III, последний царь Персии, собрал свои войска, чтобы остановить Александра у Исса на северо-восточном краю Средиземного моря. В битве у Исса в 333 году персы превосходили македонцев числом, но умелое использование Александром кавалерии обратило войско персов в бегство. Дарий бежал, бросив мать, жену и детей как пленников – совершив, наверное, один из самых нерыцарских поступков, ставших достоянием истории.

Вместо того, чтобы преследовать царя Дария, Александр, желая укрепить свои позиции на средиземноморском побережье и в Египте, повёл свои войска на юг в Левант. Тир оказал Александру сопротивление. Для персов Тир был стратегически важным портом на Средиземноморье, а поэтому стал для Александра важным приоритетом в завоевании и покорении. Александр взял город только после продолжительной семимесячной осады, включавшей строительство моста к крепости Тира, находившейся на острове (Иез. 27). Во время осады Тира самаряне оказали войскам Александра военную поддержку, за что и были вознаграждены. Он разрешил им построить храм на горе Гаризим. Однако иудейский первосвященник в Иерусалиме всё ещё оставался верным Дарию (Древн. XI.8.3–4).

Взяв Тир, Александр по средиземноморскому побережью двинулся на юг. Желающая независимого доступа к средиземноморской торговле Газа сопротивлялась два месяца, но безуспешно. Иосиф Флавий пишет, что после взятия Газы Александр направился к Иерусалиму. Город беспокоился, что Александр отомстит евреям за их верность Персии во время осады Тира. Иудейский первосвященник открыл городские ворота и вышел приветствовать Александра с процессией, достойной встречать царя. На удивление, вместо немедленной расправы Александр уважительно поприветствовал первосвященника. Когда один из его генералов решил осведомиться о причине такого уважения, Александр ответил, что, ещё находясь в Македонии и готовясь к вторжению в Азию, он увидел во сне человека в одежде иудейского первосвященника, который заверил его в победе над персами. Дальше Иосиф Флавий пишет, что первосвященник показал Александру пророчества из книги Даниила, где написано, что греки разрушат Персидскую империю (Древн. XI.8.5; ср. Дан. 7:6; 8:3–8, 20–22; 11:2–3). Конечно, большинство современных учёных отрицают подлинность слов Иосифа Флавия. Однако это, как минимум, свидетельство с I столетия по Р.Х., подтверждающее, что книга пророка Даниила была написана до 333 года до Р.Х. (т.е. не после Хасмонеев).

Покорив Обетованную Землю, юный завоеватель открыл себе путь в Египет. Там он встретил незначительное сопротивление и был принят скорее как освободитель, чем завоеватель. Начались работы над основанной им Александрией, портом в дельте Нила, названным в его честь. Завоевав Египет и отрезав доступ Персии к Средиземному морю, Александр, таким образом, обезопасил свой западный фланг.

Завоевание от Месопотамии до Индии, 331–323 гг. до Р.Х.

В 331 году до Р.Х. Александр Македонский выступил из Тира на завоевание остальной Персидской империи (синие стрелки). Царь Дарий III собрал персидскую армию восточнее реки Тигр возле Гавгамелы, но персы опять потерпели поражение. Дарий на время бежал в Мидию. Александр повернул на юг и завоевал персидские областные центры Вавилон, Сузы и Персеполь. Затем он двинулся на север в Мидию. Но, прежде чем он пришёл туда, Дарий был убит одним из своих правителей южнее Каспийского моря. Александр отправился далее на восток, пересёк горы Гиндукуш в современном Афганистане и дошёл до реки Инд, что в современном Пакистане. Он намеревался пересечь Индию, но его армия, проведшая в битвах 12 лет, подняла мятеж. Это вынудило Александра вернуться в Вавилон. В 32 года он завоевал почти весь мир, но внезапно умер в Вавилоне от малярии в 323 году.

После смерти Александра какие-либо надежды на сохранение единого Греческого царства быстро рассеялись. Просто Александр Македонский завоевал слишком большую территорию, чтобы осуществлять контроль единой центральной властью. Между его генералами начались распри. Для библейской истории интерес представляют Селевкиды и Птолемеи. Династия Селевкидов контролировала восточные территории: Персию, Мидию, Месопотамию, Сирию и большую часть Малой Азии (бежевый фон). Династия Птолемеев с центром в Египте контролировала Обетованную Землю до границ Дамаска и дальше Тира (тёмный фон). Но граница между династиями Селевкидов и Птолемеев оставалась предметом споров, и в III столетии до Р.Х. Израиль оказался в центре войны (ср. Дан. 11).

Значение греческих завоеваний для изучения Библии

Завоевания Александра Великого впервые принесли западное господство на весь Ближний Восток. С возникновением большого количества греческих городов (полисов) распространились греческий язык, культура и цивилизация (т.н. еллинизм). Для евреев в Обетованной Земле еллинизм представлял большую угрозу, поскольку идеология и образ жизни еллинизма противоречили иудаизму. Сначала греческие цари разрешали исповедовать иудаизм, но конфликт между еллинизмом и библейским мировосприятием был неизбежен. В 167 году до Р.Х., когда греческий царь Антиох IV из династии Селевкидов, попытался уничтожить поклонение Яхве, конфликт вылился в открытую войну. В Обетованной Земле восстали иудеи под руководством семьи Маккавеев (Хасмонеев).