Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Ахаз в Иудеи – потеря земель; пророки Исаия Михей 735 до Рождества Христова

Приблизительно в 750 году до Р.Х. на Ближнем Востоке произошли драматические изменения. Этому было две причины: во-первых, Рецин из Дамаска (752–734 гг. до Р.Х.) воспользовался падением дома Ииуя в Израиле и восстановил независимость Сирии. Во-вторых, что ещё важнее, в 745 году к власти в Ассирии пришёл Феглафел- ласар III, и через 18 лет он уже правил огромным Новоассирийским царством. Объединив всё под контролем Ассирии на востоке, Феглафелласар (назван в Библии Фулом, 2Цар. 15:19; 1Пар. 5:26) устремился на запад в Левант (карта 7–4). В своих анналах он хвалился:

Я получил дань от... Рецина из Дамаска, Менаима из Самарии (ср. 4Цар. 15:19), Хирама из Тира [далее следует длинный список других правителей, плативших ему дань] (ANET 283).

У маленьких государств в Леванте было только два выхода: сопротивляться или подчиниться и платить большую дань. Это стало причиной отчаянной борьбы за власть в Израиле (4Цар. 15:8–31). За свою позицию по отношению к Ассирии один за другим погибали цари. В 735 году до Р.Х. вследствие гибели одного из царей трон в Израиле занял Факей (740–732 гг. до Р.Х.). Он был приверженцем антиассирийского движения, искавшего послабления в политике взимания дани Менаимом.

Скорее всего, Факей в Израиле и Рецин в Дамаске создали союз борьбы с Ассирией, заручившись обещаниями Египта о помощи. К ним присоединились другие государства, включая Едом и Филистию, однако Иуда воздержался.

1. Ахаз в Иудее: нападение с севера, 4 Царств 16; 2 Паралипоменон 28

Рецин, царь Сирии, и Факей напали на Ахаза, намереваясь втянуть Иудею в антиассирийскую коалицию (земная и тёмно-красная стрелки). Иуда понёс огромные потери пленными, ранеными и убитыми, но удержался.

2. Едом захватывает земли на юге, 4 Царств 16:6

На юго-востоке Рецин помог Едому лишить Иуду монополии на южные торговые маршруты (чёрные стрелки от Едома). Сирийско-едомская коалиция захватила Елаф и взяла в плен иудеев (4Цар. 16:6; 2Пар. 28:17). Археологические раскопки показывают, что Едом нападал и на другие крепости иудеев в Негеве и Нагорье пустыни (напр., Тамара и Арад; ср. карту 7–2).

3. Вторжение филистимлян, 2 Паралипоменон 28:17–18

На западе «филистимляне вторглись в города Шефелы и Негева Иудеи и взяли Вефсамис, Аиалон, Геде- роф, Сохо с его сёлами, Фимну с её сёлами, и Гимзо с его сёлами, и поселились там» (2Пар. 28:18, перевод автора; чёрные стрелки от филистимлян).

Ахаз, царь Иудеи, подвергся давлению со всех сторон: филистимляне – на западе, Едом – на юго-востоке, и Израиль с Дамаском – на севере. Библия даёт ясное богословское пояснение отчаянного положения, в котором оказалась Иудея: Ахаз был настоящий идолопоклонник (2Пар. 28:3–5). Вместо того чтобы в трудностях воззвать к Яхве, он обратился к чужим богам и к царю Ассирии.

Он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения, на высотах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом. И предал его Господь, Бог его, в руку царя сирийцев, и они поразили его и взяли у него множество пленных и отвели в Дамаск. Также и в руку царя израильского был предан он, и тот произвёл у него великое поражение (2Пар. 28:3*5).

4. Пророк Исаия, Исаии 7–10

66 глав книги пророка Исаии – уникальный шедевр литературы, когда-либо написанный. Исаия начал пророчествовать до «смерти царя Озии» в 740 году до Р.Х. (Ис. 6:1). Его служение длилось около 50 лет, и все эти годы были омрачены угрозами и нападениями могучей Ассирии. Пророк знал, что Яхве контролировал ход истории, а Ассирия была лишь жезлом Его гнева для наказания Израиля и Иуды (Ис. 10:5). Но жезл, кусок дерева, не может восстать против Того, Кто поднимает его (Ис. 10:15). Из-за своей гордости Ассирия тоже была осуждена.

В 7–10 главах отражён взгляд Исаии на события, произошедшие, когда Рецин из Дамаска и Факей из Израиля угрожали Ахазу в Иудее (№1 выше). Исаия сказал Ахазу не беспокоиться, так как через пару лет Ассирия уничтожит и Рецина, и Факея (Ис. 7:16; 8:4). Так и произошло. В 732 году до Р.Х. «пошёл царь ассирийский [Феглафелласар] в Дамаск и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил» (4Цар. 16:9; карта 7–5). Больше Дамаск не доставлял Иуде проблем (Ис. 17:1).

В отношении Факея в Израиле Феглафелласар писал:

Израиль (букв, «земли Амврия») ... всех его жителей (и) их имущество я увёл в Ассирию. Они свергли Факея, и я поставил Осию как царя над ними. Я получил от них золото... серебро как дань (ANET 284).

Феглафелласар нацелился на Дамаск и Самарию, независимо от призыва Ахаза. Ахаз должен был последовать совету Исаии о «покое, ... тишине и уповании» (Ис. 30:15; 7:4). В итоге, обращение Ахаза к Ассирии заменило одну проблему другой.

Пришёл к нему Феглафелласар, царь ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему, потому что Ахаз взял сокровища из дома Господнего и дома царского и у князей и отдал царю ассирийскому, но не в помощь себе (2Пар. 28:20–21).

5. Пророк Михей

Родным городом Михея был Морешеф-Геф в Шефеле (или близлежащая Мареша). Михей являлся свидетелем того, как филистимляне совершали набеги в Шефелу во дни царя Ахаза. Но, по словам пророка, это было только начало бед для городов Шефелы. Как и его современник Исаия, он утверждал, что большей угрозой была Ассирия. Михей говорил городам в Шефеле – Лахису, Морешеф-Гефу, Мареше и Одолламу – что их дети будут уведены в плен (Мих. 1:13–16).

Как и у Исаии, пророчества Михея были наполнены надеждой: перед неизбежностью суда надежда Михея была на Потомка Давида (ср. Ис. 9:6–7; 11:1–4). Из своего дома на холмах Шефелы Михей взирал на Нагорную местность:

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле и Которого происхождение изначала, от дней вечных... И будет Он миром. Когда Ассур придёт в нашу землю и вступит в наши чертоги...» (Мих. 5:2, 5).