Оглавление
Географические карты региона
Патриархи и взаимоотношения Египта с Ханааном
Исход и завоевание Обетованной Земли
Заселение Земли и период Судей
Объединённая монархия
Разделённая монархия I
Персидский, хасмонейский и греческий периоды
Жизнь и служение Господа Иисуса Христа
Деяния Апостолов и еврейские восстания против Рима
Иерусалим
Современные границы
Спутниковый библейский атлас
Иероваам II и Озия: восстание в Израиле и Иудее 800–740 до Рождества Христова

Тяжёлые времена сирийского ига подходили к концу. В 800 году до Р.Х. Израиль и Иуда были на пороге политического и экономического подъёма длиной почти 60 лет. При Иеровоаме II в Израиле и Озии в Иудее границы протянулись даже дальше, чем границы во время правления Соломона. К сожалению, политический и экономический рост не сопровождался нравственными и духовными переменами. 60-летний праздник закончился, когда Господь вывел на сцену могущественную Ассирию.

1. Елисей предсказывает победу над Сирией, 4 Царств 13:9–25

Пророк Елисей жил в 40-летний период порабощения Израиля Сирией. Но политический ландшафт менялся. Дамаск был разбит Ассирией, и он больше никогда не сможет вернуть себе прежней славы. Азаил, царь Сирии, умер, его сменил Венадад II (801 год до Р.Х.). Елисей, будучи на смертном одре (прибл. 800 год до Р.Х.), преподал наглядный урок, используя лук и стрелы, чтобы изречь пророчество о победе над сирийцами, которую одержит Иоас, царь Израиля. Иоас вернул Израилю города, как Афек на побережье, и, скорее всего, земли в Галааде и Васане (Ам. 6:13), отнятые сирийцами (тёмнокрасные пунктирные стрелки от Самарии к Афеку, Галааду и Васану).

2. Победа Амасии над Едомом в долине Соляной, 2 Паралипоменон 25:1–16 (ср. 4Цар. 14:1–7)

Амасия (796–767 гг. до Р.Х.) взошёл на царский престол в Иудее, когда сирийское иго ослабело. С целью возвращения Едома под влияние Иуды он собрал армию и побил 10 тысяч едомлян в долине Соляной, южнее Мёртвого моря. Ещё 10 тысяч едомдян были сброшены со скалы и разбились насмерть. Амасия пришёл в Селу, известный в Едоме город, покорил его и назвал Иок- феилом (синяя пунктирная стрелка до долины Соляной и Селы-Иокфеила). Как и его отец Иоас, Амасия начинал хорошо, но закончил плохо. Он взял богов едомлян и сделал их своими богами, чем навлёк на себя осуждение Яхве.

3. Победа Иоаса (Израиль) над Амасией (Иуда) в Вефсамисе, 2 Паралипоменон 25:17–28

Когда сирийское иго пало, Израиль и Иуда пересмотрели отношения друг с другом. Вдохновлённый победой над Едомом, Амасия бросил вызов Иоасу. Возможно, у него были большие планы по возвращению Северного царства в дом Давидов. Но Писание ясно говорит, что причиной будущего унижения Амасии было то, что он стал «прибегать к богам идумейским». Иоас захватил Амасию в Вефсамисе (Иуда), затем пришёл в Иерусалим, разрушил 200 метров северной стены города и взял всё, что хотел, из сокровищницы храма (тёмнокрасная пунктирная стрелка и красный знак противостояния в Вефсамисе).

Но на этом проблемы Амасии не закончились. С тех пор, как он обратился к другим богам, его пытались убить. Он убежал в Лахис, но был пойман и убит. Ещё одно правление, начинавшееся так многообещающе, закончилось печально.

4. Иеровоам II: восстановление границ Израиля дальше Дамаска, 4 Царств 14:15–29

Об Иеровоаме II (782–753 гг. до Р.Х., совместное правление с Иоасом с 792 г. до Р.Х.) в Библии сказано мало. Во 2-й книге Паралипоменон его имя не упоминается вообще. В 4Цар. 14 ему поставлена низкая оценка за духовное отступничество, а затем сказано, что он расширил территорию Израиля, как предсказывал пророк Иона:

Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрёк через раба Своего Иону, сына Амафии, пророка из Гафхефера (4Цар. 14:25, тёмно-красные стрелки к Дамаску и на север за пределы карты к Емафу).

Иеровоам II полностью подчинил Дамаск и части Сирии. В 775–750 годах до Р.Х. в Дамаске не было ни одного известного истории правителя. Это указывает на то, что Иеровоам II контролировал данный регион. Ассирия же была слабой и не могла препятствовать завоеваниям Иеровоама II.

Самарийские остраконы

Доказательством хорошо развитой административной политики при Иеровоаме II служат 63 глиняных черепка, найденные при раскопках в Самарии. Эти остраконы были расписками за вино и елей, полученными либо владельцами, либо налоговыми службами. На них записаны имена людей, мест и общин из колена Манассии, некоторые из них известные из Библии, некоторые – нет. Остраконы также подтверждают, что Израиль достаточно долго сохранял своё разделение на колена и общины в период монархии (Aharoni 356–369).

5. Озия, царь Иудеи, 1 Паралипоменон 26

В то время как Иеровоам II расширял своё царство на севере, Озия в Иудее (792–740 гг. до Р.Х., включая совместное правление) восстанавливал прежние границы на юге (синие стрелки от Иерусалима к Гефу, Побережью, Негеву и Елафу). Он подчинил Иудее Геф и другие города Филистии (Азот и Иавнею), и создал сильную армию в Иерусалиме, в Пустыне, в Шефеле, на Равнине и в Нагорной местности. Озия развивал в этих регионах земледелие, «ибо он любил земледелие» (2Пар. 26:10). Он получал дань от Аммона, подчинил аравитян и меунитян на юге и способствовал развитию торговли, построив важный порт в Елафе, открывавший путь в Африку и на восток. К сожалению, успех и сила Озии поспособствовали его падению (2Пар. 26:16). Он стал третьим в ряду царём Иуды, который начинал хорошо, но закончил плохо.

6. Пророки Амос, Осия и Иона

В период с 775 по 750 гг. до Р.Х. территории Израиля и Иуды увеличились, расширив границы царства дней Соломона. Однако территориальное и экономическое развитие не сопровождалось соответствующим нравственным и духовным ростом. Пророки Амос и Осия были призваны сказать Иуде и особенно Израилю, что вопреки процветанию не всё было хорошо.

Амос был пастухом из Фекои, селения немного южнее Вифлеема в Иудее. Он пророчествовал «во дни Озии, царя иудейского, и во дни Иеровоама [II], сына Иоаса, царя израильского, за два года перед землетрясением» (Ам. 1:1). Амос сказал, что за свои духовные и нравственные падения Израиль будет судим. Хотя Израиль и процветал, он был неверен завету с Яхве и угнетал бедных в своей среде. Амос смело пошёл из Фекои на высоты Израиля в Вефиле и провозгласил, что «от меча умрёт Иеровоам, а Израиль непременно отведён будет пленным из земли своей» (Ам. 6:11). Израиль был как корзина с летними плодами, собранными в конце года и готовыми к потреблению. Конец приближался (Ам. 8:1–2). Ассирия была у двери.

Осия (родина его неизвестна) также пророчествовал «во дни Озии... и во дни Иеровоама, сына Иоаса, царя израильского» (Ос. 1:1). Его жена-блудница олицетворяла неверность Израиля Богу, особенно в дни своего процветания. «Чем больше было у него плодов, тем больше жертвенников он строил; чем лучше становилась жизнь у него в стране, тем больше украшал он свои каменные столбы. Лживо сердце их, за то они должны понести свою вину... Ассирия будет их царём» (Ос. 10:1–2; 11:5; перевод автора). Северное царство пало быстро. От пика его процветания во дни Иеровоама II до разрушения армией Ассирии прошло около 40 лет.

Иона тоже жил и пророчествовал во дни царя Иеровоама II. Родным городом Ионы был Геф-Хефер в Галилее, всего лишь в трёх километрах на север от Назарета. Иона пророчествовал об успешном расширении границ Израиля. Упоминание о нём в 4Цар. 14:25 является подтверждением того, что он был реальной личностью. Во дни Ионы Ассирия была в сильном упадке, и Иона предпочитал, чтобы она такой и оставалась. Но, как и подозревал Иона, его проповедь и Божья милость даровали языческому народу покаяние. В этом же поколении Ассирия стала жезлом Божьего суда для Израиля.