Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. О спасении Израиля и Иуды (глава 27)

1)Суд достигает своей кульминационной точки.

Ис. 27:1. Этот стих имеет апокалиптический смысл, который связывает его с последним стихом предыдущей главы. В образе мистического зверя – змея (дракона), левиафана (земным прообразом которого служил крокодил; Иов. 40 и 41) на страницах Библии часто предстает зло, действующее в мире и, возможно, прежде всего направляющее свою силу против Израиля – народа, избранного Богом. Государства древнего мира, в свою очередь, воплощающие его, – это Ассирия, Вавилон, Египет.

Вся эта система образов в лаконичной и как бы завуалированной форме, по-видимому, нашла отражение в стихе 1. В тот день поразит Господь мечем… левиафана… и убьет чудовище морское. (сравните с Пс. 73:13-14.) Заметим, что в угаритской литературе (Угарит был древним городом-государством, располагавшимся в северной части Сирии) левиафан был врагом упорядоченной вселенной. Исаия пользуется этим образом, чтобы показать, что Господь в состоянии остановить хаос и утвердить порядок и гармонию как на земле, так и в сердцах человеческих.

Это и произойдет в тот день, когда Он в конце времени великой скорби убьет зло на земле. Здесь перечислены три чудовища, олицетворявших его на древнем Востоке. Существует точка зрения, что под змеем прямо бегущим понимался прямо текущий Тигр, точнее близко от него расположенная Ассирия (один из символов зла – выше), а под змеем изгибающимся похожий на него Евфрат (на Евфрате стояла столица Вавилонской империи – другого символа зла – город Вавилон). Наконец «чудовищем морским» назван тут Египет (третий символ зла); толкование на Ис. 51:9.

2)Песнь о винограднике.

Ис. 27:2-6. Виноградник символизирует Израиль. И если в песне о винограднике в 5:1-7 смысловое ударение делается на уничтожении его – по причине греховного состояния народа, то здесь – на обещании защитить его и превратить в будущем в «виноградник» плодоносящий в масштабах вселенной (стих 6). Это произойдет в век Царства (35:1-3,6-7; Ам. 9:13-14; Зах. 14:8), когда через Иакова (в стихе 6 – синоним Израиля) Господь благословит вселенную (Быт. 12:3).

Об Израиле Господь заботится особо (стих 3). Фраза Гнева нет во Мне (стих 4) толкуется по-разному. Так, сказанное в ней относят к будущему времени, когда гнев Господень будет утолен; но, может быть, здесь та мысль, что чувство гнева не есть «атрибут» Господа, оно лишь время от времени возникает в Нем – как реакция на противостояние Ему сил зла. Волчцы и терны в стихе 4, по всей вероятности, имеют несколько значений; это все и вся, что пытается повредить Божиему «винограднику»: как враги, нападающие на него извне, так и грехи самого еврейского народа.

Против тех и других Господь идет и будет идти беспощадной войною. Выжгу его совсем; вероятно, образ этот навеян древней земледельческой практикой, когда хозяин поля, изобиловавшего сорняками, выжигал его, чтобы засеять заново. Смысл стих 5 в том, что такой мере Господь предпочел бы покаяние со стороны «живых сорняков» в израильском обществе, потворствующих укоренению в нем греха. Они тоже соответствуют «волчцам и тернам» (стих 4), и стих 5 правильнее было бы читать (по смыслу) во множ. числе.

3) О грядущем суде (27:7-11).

Ис. 27:7-8. На прошлые наказания Израиля (стих 7) пророк ссылается в свете своего предсказания суда грядущего. Но как те были относительно мягки (по сравнению с «судами», которыми Господь карал язычников, поражавших народ Его; сравните с Ис. 10:24-27), так мерою (не чрезмерно) будет он наказывать его и в будущем. Выбросил в стихе 8 значит «изгнал из Палестины».

Во второй части стих 8 подразумевается как изгнание 10 колен (подданных Северного царства) в Ассирию (что произошло на глазах у Исаии), так и предстоявшее «вавилонское пленение» Иудеи, которое пророку видится в будущем. «Восточный ветер», мощное «дыхание» которого весьма ощущается в Палестине, мог служить здесь иносказанием Вавилона, который лежал на восток от Израиля.

Ис. 27:9-11. Сравнение наказания с действием сильного ветра может быть продолжено в том смысле, что как ветром очищается воздух, так наказание содействует нравственному очищению народа, беззаконие которого загладится посредством «суда» (стих 9). Конечно, полное снятие греха совершится в смерти Иисуса Христа. Но в свете особых (определенных заключением завета) взаимоотношений Израиля с Богом еврейский народ должен был быть «выброшен» из земли, дарованной ему Иеговой, по причине несоблюдения им закона (Втор. 28:49-52,64).

Знаком его очищения станет прекращение идолослужения, запрещенного первой заповедью Моисеева закона (стих 9). Известняк – наиболее распространенная в Палестине каменная порода – отсюда обращение камней, из которых возводились идольские жертвенники, в куски извести. Там же (в стихе 9) речь об уничтожении вырезанных из дерева языческих культовых изображений («дубрав» и «истуканов солнца»).

В стихе 10 – видение опустошения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до Р. Х. Продолжение этого иносказания в начале стих 11. Во второй части стиха – мысль о временной «безжалостности» Творца к безрассудному Своему народу, который должен пройти через очищение страданием.

4) Израиль вновь будет собран.

Ис. 27:12-13. Исаия предвидит, что наступит день, когда Господь потрясет всю огромную территорию (т. е. совершит над ней суд Свой) от… реки Евфрат (подразумевается) до потока Египетского – с целью возвратить Свой народ в Иерусалим и на прилегающие к нему земли. «Поток Египетский» мог соответствовать водной юго-западной границе Ханаана (Чис. 34:4-5).

Но мог тут подразумеваться и Нил, поскольку в 27:13 пророк выражает ту мысль, что Господь вновь соберет Свой народ из Ассирии и из Египта (лишь в 609 г. до Р. Х. потеряла свое значение Ассирия); эти два государства были главными врагами еврейского народа. «Вызванный» из вражеских земель Израиль будет снова приведен к горе святой в Иерусалиме, т. е. к Храмовой горе, где станет царствовать Мессия (сравните с Ис. 24:23). В Божием Царстве на земле верующий остаток Израиля будет обитать В Палестине, издревле обещанной его праотцам Иеговой.