Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Пришествие Господа (63:1-6)

Ис. 63:1. Продолжение пророком той же речи, в которой Спаситель (62:11), или Бог милующий, как бы поворачивается к людям Своей иной стороной и предстает Богом карающим. Вопрос Кто это? в данном, несомненно мессианском, контексте звучит риторически, ибо ясно, что здесь, как и в окончании предыдущей главы, речь идет об одном и том же Лице. Тот, к кому относится вопрос идет как Победитель, величественно выступающий в полноте силы Своей.

Он идет от Едома и от столицы его Восора, которые олицетворяют собой весь языческий мир и – более расширительно – весь мир зла, противоборствующий Богу. (Напомним, что Едомом, или Идумеей, называлась страна, лежавшая юго-восточнее Израиля, народ которой, родственный иудеям (так как происходил от Исава, брата Иакова, постоянно, однако, враждовал с ними, и Богу, следовательно, был неугоден; Мал. 1:4.)

Понятие правды на языке Библии имеет несколько смысловых оттенков (нередко, к примеру, оно подразумевает «праведность»). Здесь правда «изрекается» Господом, слово Которого «не остается тщетным» (Ис. 55:11), т. е., будучи «изречено», становится делом, и в этом контексте, видимо, подразумевает праведное воздаяние силам зла (символизируемым Едомом) со стороны Того, Кто силен и карать и спасать. На «вопросы», звучащие в стихах 1-2, следует ответ Бога (стихи 3-6).

Ис. 63:2-6. Одеяние… и ризы Бога карающего запятнаны кровью (сравните с «червлеными (т. е. красными) ризами» в предыдущем стихе) и уподобляются одежде того, кто топчет виноград – в процессе изготовления вина – в точиле. сравните с образом крови, «льющейся из точила» в Откр. 14:19-20. (В евр. оригинале здесь «игра слов», ибо «красный» звучит как адбм, весьма схоже с «Едомом»; название это возникло, напомним, от прозвища Исава, бывшего рыжим, или «красным».) Картина, рисуемая Исаией, приложима ко всем временам, включая время грядущей Армагеддонской битвы (Откр. 16:16; 19:15-19). Тот день станет днем Его мщения (стих 4) упорным грешникам, отвергающим покаяние, и одновременно днем (ни день ни год не следует здесь понимать буквально) искупления Им (помилования) тех, кто покаются и обратятся к Нему.

Я топтал точило один и далее (стих 3) – образ единоборства Господа (Мессии) с силами зла и ада, ибо помощников из людей у Него в этой борьбе нет (сравните с. Иоан. 16:32). Продолжение этого иносказания – в стихе 5. Вневременность описываемого Исаией в стихах 3-6, в смысле неприуроченности его лишь к какому-то конкретному времени, очевидна, несмотря на употребление им пророческого прошедшего.

3. МОЛИТВА НАРОДА И ОТВЕТ ГОСПОДА НА НЕЕ (63:7 – 65:25)

Примерно половину этого раздела (63:7 – 64:12) составляет патетическая молитва, возносимая пророком Богу от имени Израиля. Она звучит как скорбная песнь. Исаия провидит и предощущает горькую печаль изгнания и то чувство беспомощности, а порой и безнадежности, которое будет угнетать иудеев потом, в послепленное время (об этом читаем в книгах Ездры и Неемии). И то, что пророк пишет, он пишет для них. Ради них, способных усомниться в желании Бога помочь нм, «вспоминает» он милости, которые Бог явил отцам их, выводя их из Египта. Напоминая, он побуждает соплеменников молиться об избавлении.

Во второй половине раздела звучит ответ Господа на молитву народа.

а. Молитвенная песнь (63:7 – 64:12)

Ис. 63:7-9. Это благодарственная часть молитвы Господу за все, что Он даровал иудеям, и за великую благость Его к дому Израилеву. Непосредственный переход от «суда над Едомом» к «воспоминанию» о милости и щедротах Господа к народу, избранному Им и призванному не случаен, но направлен на «восстановление» и оживление в иудеях, слабеющих духом, радостного упования на своего Искупителя. «Они – народ Мой, дети, которые не солгут» (стих 8). Фраза эта, не соответствующая характеру и поведению Израиля в истории, по-видимому, подразумевает Израиль идеальный, каким он должен был и мог бы стать, если бы не стал народом «жестоковыйным», не понявшим призвания своего – явить истинного Бога всему миру. Но в известном смысле «детьми, которые не солгут», могли быть названы лучшие представители Израиля, его «святой остаток».

Ангел лица Его (стих 9)-выражение, встречающееся в Библии только тут; по всей вероятности, синонимично «Ангелу Господню», т. е. Самому Господу (Быт. 16:9-10 и комментарии на эти стихи). Взял и носил их во все дни древние; подразумевается образ орлицы, бережно носящей своих птенцов на крыльях своих (Исх. 19:4).

Ис. 63:10. Под возмутились в огорчили тут понимается не однократное, а постоянное неповиновение Израиля Богу, его неверность Ему из поколения в поколение (сравните с Пс. 77:8; Иер. 5:23). В Ветхом Завете только здесь и в стихе 11 Дух Божий назван Святым Духом Его. В последней фразе стих 10 Бог «уподобляется» человеку (прием антропоморфизма): Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них.

Эта Его «война» против народа, Им избранного, была, однако, направлена на воспитание его, на осознание им заблуждений своих и неправоты, как и невозможности для него существовать в этом мире зла вне Божией защиты. Стоит в этой связи заметить, что идолопоклонством в послепленное время иудеи больше не грешили и ревностнее (к сожалению, больше с обрядовой чем с духовной точки зрения) держались закона, данного им Моисеем.

Ис. 63:11-14. Тогда, с которого начинается стих 11, вероятно, и относится к послепленному времени, но может подразумевать и многократные обращения иудеев к древней своей истории в «тесные дни» свои. Они «вспомнили» (и вспоминали), как Бог вел законодателя их Моисея за правую руку его, т. е. вел их самих, и благодетельствовал им при бегстве из Египта и переходе через Чермное море, и в скитаниях их по пустыне, и при вступлении народа в обещанную ему землю покоя. И о том вспоминали они, как всеми делами этими прославлялось имя Его (становилось известным, «страшным и чудным» не только в среде еврейского, но и окружавших его языческих народов).

Ис. 63:15-19. «Историческая» часть молитвы переходит в «сильный вопль» покаяния пророка (от имени народа, точнее, лучшей части его, святого его «остатка»), в мольбу к Иегове «не удерживать» и далее милостей Своих и «благоутробия» (в значении глубокого внутреннего расположения и сострадания) от Израиля. Положение народа – бедственно, ибо Бог не являет ему, как в древности, могущество Свое и ревность. Что касается последней, то не так ли и муж делается настолько равнодушным к своей постоянно изменяющей ему жене, что даже ревновать ее перестает?

Стих 16 подтверждает, что Исаия молился не от имени всего народа (здесь назван «Авраамом» и «Израилем»), но от хранивших Иегове верность, которых большая часть народа не признавала за то своими. Но для «остатка» только он по-прежнему Отец их, а они «дети Его, которые не солгут» (стих 8 и толкование на него).

Едва ли не нота отчаяния звучит в стихе 17: Для чего, Господи, Ты попустил нам (на этот раз пророк «говорит» о народе в целом) совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему… не бояться Тебя? Глубокий драматизм этого вопроса «не снижается» в веках. Иегова, мы знаем, «ожесточил» в свое время сердце фараона (Исх. 14:8), Он попускал и попускает нечистым «скверниться еще» (Откр. 22:11). Для чего? Для того, очевидно, чтобы люди, наделенные Им свободной волей, могли эту волю осуществлять и по собственному выбору направлять ее (или не направлять) к своему спасению (Фил. 2:12).

Обратись (стих 17), молит Исаия, – возврати рабам Твоим и их потомству благорасположение Твое. Под «наследием Иеговы» понимают здесь как сам Израиль, так и данную ему в наследие землю обетованную, которой в полном смысле, как народ независимый и самостоятельный, он владел лишь короткое время. Позади, вероятно, было поражение Северного царства от Ассирии, в близкой исторической перспективе надвигалось вавилонское пленение, «предузнанное» Исаией, а в отдаленной – полная победа римлян над народом святыни (или святилища) Божией (так, по всей вероятности, назван храм), и рассеяние его по всему миру.

Все это тоже мог провидеть пророк. И не этим ли продиктованы горькие его слова в заключительном стихе главы 63: Мы сделались такими, как если бы Ты… никогда не владычествовал над нами, и мы никогда не назывались бы именем Твоим! То есть из народа, которым управлял Сам Бог, мы превратились в народ гонимый и бездомный.