Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

6. ПО ВОЛЕ БОГА ВАВИЛОН УЙДЕТ В НЕБЫТИЕ (главы 46-47)

Две эти главы объединены одной темой крушения Вавилона: духовного (глава 46) и военно-политического (глава 47). Богу Вавилон послужит орудием наказания Его народа, но затем уйдет в небытие, и «боги» его, которые «не боги вовсе», не спасут его.

Ис. 46:1-2. Вил (по-русски чаще произносится как «Бел») и Нево были главными божествами Вавилона. Бел почитался как бог солнца и в качестве такового был «воспринят» ассирийцами, отождествившими его со своим главным божеством – Мардуком (Меродахом). В честь Бела-Мардука в Вавилоне был сооружен пирамидальный храм, немного не достигавший, как полагают, 200-метровой высоты; он получил название «гробница Бела». Нево почитался как сын этого божества. «Низвержение» этого «пантеона» символизирует у Исаии низвержение Вавилона не только как языческого центра древнего мира, но и как политической силы (глава 47).

Ложные боги не сумели защитить носивших (стих 2) их, т. е. тех, которые им поклонялись. Здесь могут подразумеваться как праздничные процессии (в первую очередь при праздновании вавилонского Нового года), в которых изображения богов носили наподобие знамен, так и совсем иной «феномен», а именно «пленение» чужеземных богов (окончание стих 2). Согласно очень древнему обычаю победители в войнах, которые были на Востоке весьма частым явлением, стремились «захватить в плен» как можно больше божеств, которым поклонялись побежденные ими племена и народы. Идолы, вылитые из металла, были очень тяжелы, и к месту нового пристанища их доставляли на… вьючных животных. Их рассматривали как почетную военную добычу, а, кроме того, считалось, что «с помощью» захваченных богов удастся удержать в политическом подчинении их почитателей.

В первых стихах главы 46 Исаия предсказывает духовные последствия военных побед царя Кира. Несмотря на гуманность и терпимость этого царя одним из упомянутых последствий явилось повсеместное (в новой державе) ослабление грубого язычества, сопряженного с растленной культурой. Ибо, оставаясь язычником, этот весьма просвещенный царь стоял значительно выше вульгарного идолопоклонства своих дней и не случайно глубоко симпатизировал иудеям и их Богу.

Однако в связи со стихами 1-2 возникает некая историческая «проблема». Дело в том, что имеются серьезные доказательства (прежде всего древние записи, обнаруженные археологами), что ни Кир ни наследовавший персидский престол после него Камбиэ вавилонских идолов не только «не низвергали» (в физическом Смысле), но и «в плен» их не брали. Единственное объяснение этой «неувязки» заключается, как полагают, в том, что, прозревая начало крушения идолопоклонства со вступлением на историческую арену царя Кира, пророк облекал свое видение в понятную для его времени метафору.

Ис. 46:3-4 «благой части», которой удостоился дом Иаковлев, напоминает пророк (прибегая к иносказанию) своим согражданам, как бы противопоставляя ее жалкой участи идолопоклонников: иудеи от самого сотворения своего до конца исторической цивилизации пребывают и останутся под охраной создавшего их Иеговы. Под «остатком дома Израилева» в стихе 3 надо, по всей вероятности, понимать всех вообще евреев, которые сохранятся, в первую очередь, на территории Вавилона до времени, прозреваемого пророком.

Обращает на себя внимание антитеза, включающая понятие «носить»: если идолы нуждаются в том, чтобы люди носили их и охраняли, то истинный Бог, напротив, Сам «носит» Свой народ, подобно отцу, носящему на руках свое дитя, нуждающееся в его постоянной защите.

Ис. 46:5-7. сравните стих 5 со сказанным в 40:18,25. Ответ на звучащий в этих стихах риторический вопрос один: некому «уподобить» Иегову. Далее неоднократно повторяющаяся у Исаии язвительная насмешка над делающими идолов и поклоняющимися им: сравните с 40:20; 41:7; 44:9-20. Нет, не сдвинется идол с места, и «докричаться» к нему (о помощи) невозможно (сравните с 3-Цар. 18).

Ис. 46:8-11. «Отступниками» (стих 8) пророк, вероятно, называет здесь всех израильтян, постоянно отступавших на протяжении своей истории от Бога, избравшего их. И их же он призывает сердцем осознать свое особое положение в мире и сопряженную с этим ответственность. В стихах 9-10 повторяющаяся ссылка на всеведенье Бога как на свидетельство Его превосходства над всем и вся. Мой совет состоится (стих 10) – то же, что «Мой план (или «Мои цели») при любых условиях осуществится.»

«Орел от востока» (стих 11) – несомненно, Кир.

Ис. 46:12-13. Жестокие сердцем, далекие от правды (стих 12); их можно понимать идентично «отступникам» в стихе 8.

То, о чем говорится в стихе 13, в ближайшей к Исаии исторической перспективе соответствовало второму «исходу» евреев (из Вавилона). А в неопределенно дальней, как это часто у Исаии видим, – духовному спасению Сиона, прообразом которого является освобождение его из вавилонского плена. в этой связи Ис. 2:2 и далее и комментарии на эти стихи.