Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

4. СПАСЕНИЮ НАДЛЕЖИТ ПРИЙТИ ОТ РАБА (главы 54-57)

В этих главах говорится о великом акте благословения, которое придет на Израиль (глава 54) и на прозелитов (55:1 – 56:8) благодаря «подвигу Раба», и о великом осуждении, которого не избежать нечестивым (56:9 – 57:21). В конечном счете повествование «переносится» в Тысячелетнее царство, которое установит на земле Мессия. В отличие от Израиля, Он преуспеет в осуществлении дела, порученного Ему Богом.

а. О благословении (спасении) Израиля (глава 54)

1) О численном росте Израиля.

Ис. 54:1-3. По-разному понимают богословы стих 1. И, вполне вероятно, что созерцаемое пророком, то, о чем он говорит здесь и далее, имеет несколько ракурсов (апостол Павел, к примеру, цитирует это место применительно к истории Сарры; Тал. 4:27 и толкование на этот стих). (Напомним, что, отталкиваясь от событий, уже осуществившихся или осуществляющихся в истории, Исаия «проникает» в пределы истории духовной, осуществлению которой на земле положит начало явление Мессии.)

В ветхозаветном сознании способность рожать (дарована ли она земле или людям, женщине) – всегда знак Божиего благословения. Отсутствие ее – знак богооставленности. В этом – ключ к аллегории, в которую облечено обращение Исаии к Израилю; он уподоблен женщине «неплодной, нерождающей», которая «на малое время» (стих 7) оставлена мужем своим (Господом). Все это – вероятный образ иудеев в их вавилонском пленении.

Но пророк призывает их веселиться и радоваться, потому что предвидит время, когда у ныне оставленной мужем будет гораздо более детей, нежели у той (сравнение, подразумевающее обычную женщину), которую муж не оставлял. В свете известной из истории реальности пророчество это более, по-видимому, чем к послепленной ситуации относится к тому, что осуществится в Тысячелетнем царстве. Упомянем и о таком толковании: Исаия обращается здесь к «святому остатку» Израиля, прозревая его многочисленное «духовное потомство» в мессианское время. Образ распространения потомков Израиля «вдаль и вширь» по земле (стихи 2-3) взят из быта кочевых племен (стих 2).

2)Господь «возвращает» оставленный Им народ.

Ис. 54:4-10. Продолжение аллегории. Творец всего сущего, избравший для Себя (как супруг избирает жену) народ Израиля, его всемогущий (Саваоф) Бог, Который искупил его, обещает ему, что всему пережитому им (по причине его отступлений от Господа) на протяжении его истории (в периоды юности и вдовства) положен будет конец, так что он и вспоминать об этом более не будет.

Ибо Господь, оставивший его на малое время, вновь призовет его и примет с великою милостью. Стихи 9-10 свидетельствуют, что обещание, которое Господь дает устами Исаии, обращено в удаленное от пророка будущее, которое он, получающий откровение свыше, воспринимает, однако, как отделенное от него «малым временем» (характерная для пророков «утрата чувства земного времени»); впрочем, в краткосрочной исторической перспективе это «малое время» могло относиться к пребыванию евреев в вавилонском изгнании.

Известно, однако, что и в послепленное время история Израиля отнюдь не протекала «гладко», и гнев Божий неоднократно постигал его. Поэтому, давая Свою торжественную клятву (стих 10), Иегова, очевидно, относит осуществление ее ко времени возвращения на землю Мессии. В стихе 9 Господь ссылается на другую клятву, данную Им после потопа Ною и сыновьям его, что водою Он более не будет истреблять жизнь на земле (Быт. 9:9-11).

3)Израилю уготовано мирное будущее (54:11-17).

Ис. 54:11-12. Здесь в образе «безутешной жены», видимо, предстает Иерусалим как гражданский центр и духовное средоточие Израиля. Немало «бурь» было и будет попущено ему (Плач. 1:1-2,5, 15-17, 21), но придет и для него время успокоения в Боге его. Драгоценные камни символизируют ценность будущего Иерусалима в глазах Господа и Его заботу о нем.

Ис. 54:13-15. Виденье пророком реалий Тысячелетнего царства, в котором все сыновья народа будут научены Господом, и воцарится мир, и утвердится праведность («правда»; стих 14) среди них. И если раньше врагам Израиля многократно попускалось Самим Иеговой вооружаться против него, то в том будущем, которое созерцает Исаия, всякий, кто за мыслил бы это (напомним, что грех и смерть все еще будут существовать и после второго пришествия Мессии), падет.

Ис. 54:16-17. Продолжение той же аллегории. Бог все во всем: история совершается под Его контролем, Он Сам производит орудие для всякого своего дела, включая грозные «орудия воспитательного воздействия» на человечество (губителя для истребления). Глава заканчивается заверением в том, что те, которые уверуют в Господа («станут рабами Его»), будут Им оправданы (получат в наследие… оправдание).