Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

7. ПРОРОЧЕСТВО О ПУСТЫНЕ (21:1-10)

Мнения богословов разделились относительно времени событий, предсказанных здесь Исаией. Речь идет об осаде и падении Вавилона. Но осуществилось ли «показанное» Исаии (стих 2) в разрушительных акциях против Вавилона ассирийского царя Сеинахирима (в его расправе с царем Меродах Валаданом (Ис. 39:1; 4-Цар. 20:12), в 702 году, или в разрушении им города Вавилона в 689 году), либо во взятии Вавилона персами и мидийцами в 539 году, судить наверняка трудно, ибо свои аргументы выдвигают сторонники обеих точек зрения. Поскольку уже в начале пророчества (стих 2) против Вавилона выступают Мидия и Элам, а Ассирия, с другой стороны, ни разу в нем не упомянута, будем исходить из того, что видение Исаии более относилось к 539 году.

Ис. 21:1-2. Вавилон называли иногда «страною моря», подразумевая под «морем» широко разливавшуюся реку Евфрат. Другое объяснение состоит в том, что Вавилон близко подходит к Персидскому заливу. Но вся эта территория видится пророку большой пустыней (сравните 14:23; в 539 году Вавилон, взятый персами, «пустыней» не стал, но вспомним, что Исаия прозревал гибель его как процесс). «Землей страшной» названа Мидия (она была страшной для Вавилона, потому что населена была его врагами). Словно безудержная буря с юга идет (так было бы правильнее читать вторую фразу в стихе 1) – не «он», а то, что «видит» далее Исаия. «Буря» идет… от пустыни (пустынные земли лежали между Мидией и Вавилоном).

Грозное видение показано пророку: изменники предают (а не «грабитель грабит»; здесь видят намек на восстание против Вавилона его вассалов), опустошитель опустошает… Призыв к Еламу «восходить» к гордому Вавилону, поднявшемуся (иносказательно) до небес (в гордыне своей). Мид – это Мидия. Полагают, что последнюю фразу в стихе 2 произносит у Исаии Иегова: это Он положит конец… стенаниям народов под игом вавилонским.

Ис. 21:3-5. Горестная участь вавилонян даже у пророка, которому они враги (ибо он знает, напомним, что они сделают с его народом), вызывает чувство сострадания, о котором он столь образно говорит в стихах 3-4; в ужасе от того, что «видит», он и ночью не находит себе покоя. Перед его мысленным взором предстают вавилонские князья, готовящиеся к пиру (стих 5): застольные ложа покрывают коврами (расстилают покрывала)… Но вот раздается тревожный клич: «Вставайте, князя, готовьтесь к бою – смазывайте щиты свои!» (изготовленные из шкур животных, щиты нуждались в особой смазке, чтобы предотвратить образование в коже трещин, а образовавшиеся – «залеплять» ею).

Ис. 21:6-10. «Сторожем», точнее, стражем, стоящим на воображаемой башне, является сам Исаия. Это его «ставит» там Господь (сравните с обращением к Исаии как к «стражу» идумеян в стихе 11). В стихах 7-9 он принимает откровение об участи Вавилона; вся эта картина – развернутое иносказание, завершающееся словами: пал, пал, Вавилон… идолы богов его лежат… разбитые.

В стихе 10 – возглас облегчения и радости: это Исаия обращается к своему народу уже прошедшему через бедствия изгнания и плена, уподобляя его зерну, «измолоченному на гумне». Вавилон, по вине которого он страдал, пал! Так будет, ибо пророк услышал это от Господа Саваофа, Бога Израилева, и, услышав, возвестил Израилю.

8. О ЕДОМЕ(21:11-12)

Ис. 21:11-12. Дума – краткое название Едома (он же Сеир). Горная территория этой страны вначале была населена потомками хоррея Сеира, а потом отошла к потомкам Исава, по прозвищу Едом. Идолопоклонники идумеи, жившие преимущественно в пещерах, высеченных в мягком песчанике, слагавшем их горы, издавна враждовали с евреями.

Однако, наряду с собственными богами, они, в случае особой нужды, обращались и к сильному Богу евреев (как, впрочем, поступали и другие язычники; сравните эти стихи с 4-Цар. 5, 8). Здесь идумеи – в иносказательной форме – вопрошают иудейского пророка о том, долго ли им еще страдать от гнета ассирийцев (в клинописях, относящихся ко времени Сеинахирима, среди покоренных им палестинских правителей, упомянут и царь идумейский). Исаия отвечает им, что хотя утро их избавления приближается, ночь несвободы еще продлится какое-то время, и они еще возвратятся (обратитесь… приходите) к нему со своим вопросом.

9. ОБ АРАВИИ (21:13-17)

Ис. 21:13-17. Под «аравитянами» Исаия подразумевал, как представляется, племена, кочевавшие по территориям, называемым в Библии пустынями (хотя в древности кочевое население их было весьма велико) Аравийской и Сирийской. Те же «аравитяне» имеются в виду в 2-Пар. 17:11; 22:1; 26:7. Под «лесом Аравийским» понимались кустарниковые заросли, окаймлявшие упомянутые «пустыни». Деданиты (караваны Дедаиские) – южноаравийское племя, потомки Авраама и Хеттуры (Быт. 25:3), кочевавшие вблизи идумейской территории.

Фемой (стих 14; Иов. 6:19; Иер. 25:23) назывался оазис в северо-западной части Аравии; Кидар (стихи 16-17; сравните 42:11) находился в северной части ее (славился шатрами, покрытия которых вырабатывались из шерсти черных коз; Песн. П. 1:5; Иер. 49:28-29). Племена, обитавшие в Феме и Кидаре, происходили от Измаила. К Фемайскому оазису, очевидно, предстояло устремиться аравитянам, спасаясь от ассирийского воинства, надвигавшегося с севера (стихи 14-15). По поводу «года наемничьего» толкование на Ис. 16:14.

Кидаряне были среди аравийских племен самым сильным и воинственным племенем, однако, и ему предстояло потерпеть сокрушительное поражение от ассирийского царя Асардана. Это, очевидно, и было возвещено аравийцам Исаией, которому так сказал Господь, Бог Израилев (стих 17).