Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3. ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИЗГНАНИИ ИЗРАИЛЯ (9:8 – 10:4)

От светозарного будущего пророк вновь переключает свое внимание на печальное настоящее. На возникающий иногда вопрос, почему эти стихи помещены здесь, можно ответить, что потому, по-видимому, что для великого библейского писателя Исаии это было характерно – чередовать грозные вести о суде с утешительными о грядущих спасении и благословении.

а. Израиль будет наказан за гордыню (9:8 – 9:12)

Ис. 9:8. Пророк изрекает Иуде (здесь «Иаков» означает Иудею) слово от Господа, Его приговор, который в первую очередь падет, однако, на Израиля – да послужит это грозным напоминанием Иерусалиму о том, что грехов Своего народа Господь не оставляет без наказания.

Ис. 9:9-12. Ефремом часто называли Израиль (сравните 7:2,17), Самария являлась его столицей. Очевидно, в то время, когда слова эти произносились или писались, израильтяне испытывали какие-то тягости, неустройство (стих 10а), но самоуверенно полагали, что если «кирпичи и пали», то свои потери они возместят с лихвой: будут строить из тесаного камня; это, как и замена обычного строительного материала – древесины смоковниц (или сикомор, которые вырублены) дорогой кедровой древесиной, служит иносказанием гордого упования израильтян на восстановление своего политического значения.

Между тем, Господь… воздвигнет против Израиля врагов его союзника, сирийского царя Рецина (7:1), т. е. ассирийцев, которых вооружит. Поскольку Рецин был царем лишь над частью сирийской территории, то полагают, что те «сирияне», которым предстояло пойти на Израиля с востока, не были его подданными. Но, возможно, Исаия говорил о том времени (в любом случае предшествовавшем разгрому израильтян ассирийцами), когда и сирийцы, недавние друзья Северного царства, объединятся против него.

А с запада на Израиля пойдут филистимляне. И будут те и другие пожирать его полным ртом. Но в ярости Своей Господь будет продолжать карать его. Как рефрен, трижды еще, повторяется фраза, завершающая стих 12: При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта (стих 17, 21; 10:4).

б. Суду подлежит весь народ (9:13-17)

Ис. 9:13. Ибо израильский народ по-прежнему отказывается обратиться к Господу, жалуется пророк, и упорством своим обрекает себя на новые и новые наказания. Воистину Израиль подобен был упрямому ребенку, непослушанием своим вынуждающему родителей постоянно ужесточать наказания, которым его подвергают.

Ис. 9:14-17. Сказанное в стихе 14 поясняется в стихе 15. Пострадает весь народ Северного царства, предрекает Исаия, – от богатого и знатного до бедняка, от старого до молодого. Они будут срезаны в одни день: и пальма и тростник (образ знатного и простолюдина). И голова («старцы», т. е. старейшины народа, и вельможи его) и хвост (его лжеучители, самозванные пророки), т. е. все вожди его, вводящие его в заблуждение, будут отсечены; но и водимые ими погибнут. Потому что ни юноши израильские не радуют Господа, ни сироты и вдовы его не заслуживают Его милости: все они лицемеры и элодеи. Повторение фразы, которой завершается стих 12.

в. Описание беззакония и наказания (9:18-21)

Ис. 9:18-21. Лесному, быстро распространяющемуся, пожару уподобляет Исаия беззаконие Северного царства. И огню же, пищей которого сделается… народ, – ярость Господа Саваофа. Не только нападения на Израиля извне будут в гневе попущены Им (стихи 11-12), но и междоусобные войны. Братья по крови должны быть дороги друг другу, как дороги человеку руки его, но израильтяне станут пожирать плоть мышцы своей (образ братоубийственных войн) и будут резать и есть (и не насытятся!) Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию.

Подобные кровопролития постоянно происходили в Израиле из-за того, что на царский трон претендовали представители разных его колен (к примеру, 4-Цар. 15:14,30). В этом одна из главных причин ослабления и в конечном счете гибели Израильского царства, которое просуществовало 257 лет (за это время на престоле его сменилось 20 царей). Безрадостное свое пророчество Исаия завершает словами о том, что уничтожающие друг друга «Манассия и Ефрем» (образ всех колен израильских) вместе стремятся «пожрать» брата своего …Иуду. Следует тот же рефрен, что и в конце стиха 12 и 17.