Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

5. О «СВЯТОМ ОСТАТКЕ» (4:2-6)

Мы видим по ходу речей Исаии – в той последовательности их, как они собраны в книге, – что после первого Божиего «вердикта» (1:2-31) следует обещание «восстановления» Им народа (2:1-5). Теперь, по завершении грозного повторения темы суда (2:6 – 4:1), вновь звучит «тема утешения» (4:2-6). Несмотря на то, что народ стоит, по причине своего отпадения от Иеговы, на пороге ужасных событий, часть его переживет их. Первоначальные слушатели и читатели Исаии могли думать, что он намекает на тех, которые переживут изгнание.

Однако, в свете сказанного в Матф. 24:4-30, очевидно, что пророк прозревал и ближайшее будущее и будущее гораздо более отдаленное: во всяком случае эти его слова и о тех, кто выживут в дни «великой скорби», за которыми последуют возвращение на землю Иисуса Христа и установление Им славного Его царства.

Ис. 4:2. Итак, несмотря на грядущий суровый суд, в конце-концов придет на земной мир и Божие благословение. В тексте речей Исаии выражение В тот день иногда относится к нападению вавилонян на Иерусалим и к его разорению ими (к примеру, 3:18; 4:1), но здесь (в стихах 2,5), как и в 2:11-12,17, оно подразумевает день возвращения Христа и установления Им Тысячелетнего царства.

Некоторые полагают, что отрасль в стихе 2 – это «верующий остаток». Но правильнее, по всей вероятности, понимать под «отраслью Господа, которая явится в красоте и чести», Мессию (такое понимание подтверждается параллельными местами из других пророчеств Исаии, а также из пророчеств Иеремии и Захарии; Иер. 23:5; 33:15; Зах. 3:8).

Итак, речь тут идет о Мессии – отрасли Давидовой (Иер. 33:15), или, что то же самое, «отрасли Господа», причем плод земли (правильнее было бы – «плод страны») является в этом контексте синонимом «отрасли Господа» (свидетельство об иудейском происхождении Мессии по плоти). Исаия, конечно, предвидел, что, вернувшись для уцелевших сынов Израиля, Мессия вернется не только для них, но для всех, подтверждение чему некоторые богословы «прочитывают» в стихе 3.

Ис. 4:3-4. «Книга для житьа в Иерусалиме» – подразумевается список горожан, имевших право на проживание в столице. Но именно эту фразу читают «шире», полагая, что в ней имеются в виду все те, кто окажутся достойны обитать вблизи возвратившегося Господа (сравните с Исх. 32:32). Расширительному толкованию подлежат при таком прочтении и уцелевшие (стих 3) – как пережившие время «великой скорби».

В библейском понимании именоваться значит «быть таковым» (напомним, что «имя» у древних евреев соответствовало сути человека). Следовательно, те, о ком речь в стихе 3, действительно будут святыми, т. е. очищенными Богом от грехов их и посвятившими себя Ему.

«Дочери Сиона» в стихе 4 представляют народ в целом. Это он будет очищен от пролитой им невинной крови посредством (духом) суда и… огня, т. е. грозных Божиих кар (сравните с Зах. 13:1 и со словами Иоанна Крестителя в Матф. 3:11 о том, что Иисус «будет крестить… огнем»; также Мал. 3:2-5).

Ис. 4:5-6. В то время благословений для «восстановленного» Израиля, которому надлежит прийти, слава Божия видна будет в Иерусалиме (на горе Сион) из любой, так сказать, точки (облако и дым и «блистающий» огонь – символы Божиего присутствия; Исх. 13:21-22; 40:34-38). Всем чтимым, т. е. святым, слава Божия будет служить «покровом» (защитой); образы защиты (шатер, убежище) от бедствий (от непогод и дождя) – в стихе 6.