Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Мир и процветание грядут (глава 60)

1) Слава Господня взойдет над Израилем.

Ис. 60:1-3. Перед пророком открывается видение далекого будущего: он созерцает не тот Иерусалим, который, будучи разрушен вавилонянами, постепенно восстанет из руин, но тот, который после второго пришествия Мессии сделается духовным центром и светочем для всего мира. Это и выражено им во фразе слава Господня взошла над тобою (стих 1). Та же мысль – в плане противопоставления тьмы и света – продолжена в стихе 2. Тьма и мрак (подразумевается, духовные; сравните Иоан. 12:35; Деян. 26:18; Рим. 2:19; 1-Пет. 2:9) покрывают землю и народы, но вот над ними воссияет свет с Сиона – Сам Господь (сравните с образом очень близким к этому в Ис. 9:2). Ибо Он будет жить среди людей (в Иерусалиме Тысячелетнего царства), сияя, как незакатное солнце, и это сделает святой город «центром притяжения» для всех народов (стих 3).

2)И «потекут» богатства народов к Израилю.

Ис. 60:4-9. На свет, который воссияет в Сионе, пойдут издалека (стих 4, 9), провидит Исаия, сыновья и дочери Божиего народа, рассеянные по миру (стих 4; сравните с тем, как это было сказано им прежде в 49:17-18,22). И пойдут к Сиону народы со всем своим достоянием и станут служить народу Божию.

Мысль об этом проходит через всю главу и толкуется богословами по-разному (в этой связи толкование на Ис. 49:23). В стихах 6-7 и 9 перечисляется все, что символизировало материальное богатство на древнем Востоке (стада овец и верблюдов (дромадеры в стихе 6 – это молодые верблюды), драгоценные металлы, благовония).

Принесение богатства на алтарь Иеговы как жертвы Ему благоугодной (стих 7) может символизировать благоговейное признание истинного Бога всеми народами (Меня ждут острова в стихе 9; о «кораблях Фарсисских», на которых прибудут к Сиону иудеи, в толковании на Ис. 23:1). Что касается перечисленных в стихах 6-7 «географических пунктов», то пророком они, вероятно, были «избраны» как представлявшие известный ему мир древневосточной цивилизации. Так, Мадиам, и близкая к нему Ефа лежали южнее Мертвого моря; Сава, или Сева, – вероятно, в юго-западной Аравии, а Кидар – в северной части ее; Нафаиофом звали старшего сына Измаила (Быт. 25:13), и полагают, что по его имени названо было одно из аравийских племен.

3)Признание народами Израиля.

Ис. 60:10-15. Очевидно, в Мессианском царстве Израиль, в лице «святого остатка» своего, будет играть выдающуюся роль – как политическую и экономическую, так и религиозную и общественную. В этом контексте надо, видимо, «читать» стих 10 и 11. Под «народом и царствами», которые не захотят служить Израилю и будут за то «истреблены», следует, очевидно, понимать народ и царства (стих 12), которые откажутся «поклониться Господу Саваофу» в лице Мессии (Зах. 14:17, а также Иер. 12:17).

«Славу» Ливана составляли его леса; певг (стих 13) – это пихта или ель. Ценные породы деревьев пойдут на украшение святилища Божиего («подножия ног Его»). Ради Господа… Святого Израилева, Который изберет местом Своего пребывания Сион, народы, прежде презиравшие и ненавидевшие евреев, в корне изменят свое отношение к ним, которых Сам Господь одарит величием на веки и благодаря Своему присутствию «среди них» сделает источником радости для других народов (стихи 14-15).

4) Праведность восторжествует в Израиле (60:16-22).

Ис. 60:16-18. Очевидно, в первой части стиха 16 – иносказание того предвиденья, которое проходит через всю главу: все лучшее, что имеют народы, будет стекаться к Иерусалиму – столице идеального царства Мессии, в котором будут царить радость (стих 15), правда (праведность) и мир (окончание стих 17); сравните со словами Павла в Рим. 14:17, где апостол перечисляет именно эти «атрибуты» царства Божиего (применительно к внутреннему состоянию человека).

Ис. 60:19-22. Перед нами картина Тысячелетнего царства Христа, о наступлении которого мечтают все верующие. В стихах 19-20 повторяется мысль о том, что источником «незакатного света» в этом Царстве будет Сам Господь (сравните с 60:1-3). Но Исаия дважды говорит в этих стихах о «вечном свете», и это еще больше приближает созерцаемую им картину к видению Иоанна (Откр. 21:23-25 и 22:5), которое могло относиться и к тому, что будет иметь место после Тысячелетнего царства, по сотворении нового неба и новой земли (в этой связи комментарии на Откр. 21). Так или иначе, это будет Царство торжествующей праведности, населенное многими людьми, которое будет служить прославлению Господа. Вдохновенная пророческая песнь, которой звучит вся эта глава, завершается впечатляющим обещанием Господа быстро совершить это в свое время.

&