Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ВРЕМЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ В ГРЯДУЩЕМ ЦАРСТВЕ (главы 25-27)

а. Господь хранит народ Свой (глава 25)

Эта глава является псалмом хвалы Господу, Который избавляет Свой народ Вскоре после того, как судами Божиими земля будет очищена от грешников и нечестивцев (глава 24), наступит время славного Царства Мессии. Исаия как бы слышит песнь хвалы Ему из уст обитателей Царства и воспроизводит ее на языке поэзии.

Ис. 25:1-5. Исаия описывает ситуацию на земле при установлении на ней Тысячелетнего царства и воздает Господу хвалу за совершение Им невероятных («дивных») дел во исполнение предопределенного Им «издревле». Это – суд над сильными и цветущими странами и городами, безнадежно пораженными грехом, которые теперь превращены в груду камней. Город в стихе 2 символизирует (подразумевается множественное число) именно страны и города (сравните с 24:12-13). Фраза чертогов иноплеменников – непонятна.

Некоторые предлагают, вместо «иноплеменников» (евр. зерим), читать «нечестивцев» (зедим), и все это место понимать в том смысле, что земля (город) перестала (перестанет) быть «чертогом нечестивцев». Столь явная демонстрация непреодолимой силы заставит и «страшные» могуществом своим племена бояться Господа, и народы сильные – чтить (прославлять) Его.

Под «бедными» и «нищими» (иносказание «угодных Богу») на страницах Библии чаще всего понимается еврейский народ, но здесь (стих 4) под ними скорее понимаются те, кто вверяют себя Богу. Таковые и в самое тесное для себя время получат от Него помощь и защиту (прошедшее время для Исаии на самом деле является временем будущим).

Под «тиранами» понимаются враги Бога и верующих в Него. Но их злоба (гневное дыхание) столь же бессильна против Господа, сколь порывы штормового ветра против каменной стены. С губительным зноем пустыни сравнивается буйство врагов, но и оно (подобно тому, как облако, скрывающее солнце, умеряет жар его) будет укрощено Богом.

Ис. 25:6. Воцарение истинного Бога над землей и общение с Ним и братское общение между собой тех, в ком представлены все народы земли, передано в картине радостного пиршества, устроенного Господом Саваофом на горе Сионе (сравните 24:23). (Заметим, что гора, горы часто символизируют в Библии высшую власть; к примеру, Дан. 2:44-45.) в стихе 6 подчеркивается вселенский характер будущего Царства, в которое войдут верующие в истинного Бога. Это, однако, не значит, что все вошедшие в него сохранят веру на протяжении своей жизни и будут спасены для вечности.

Кроме символического значения «трапезы» (стих 6), богословы склонны видеть в ней и свидетельство максимального удовлетворения Богом материальных нужд обитателей Тысячелетнего царства.

Ис. 25:7-8. Некоторые исследователи книги Пророка Исаии полагают, что «удаление покрывала» в стихе 7 означает освобождение людей от всяческих заблуждений, мешающих им видеть истину (при этом ссылаются на употребление этого образа в таком именно смысле апостолом Павлом в 2-Кор. 3:15). Представляется, однако, что правильнее понимать здесь покрывало как символ смерти – ведь оно и в житейском плане – «атрибут» умершего, а главное, что стих 8 начинается с утверждения, что поглощена будет смерть навеки.

И осушены будут Господом слезы (не в последнюю очередь слезы разлуки всех, кто хоронит своих близких, – ибо смерть перестанет уносить людей). Это произойдет в конце 1000-летнего царства Христова (Откр. 21:4), когда смерть, сатана и ад будут сброшены в озеро огненное (Откр. 20:14), и сотворены будут новые небеса и новая земля (Откр. 21:1-3).

Поскольку будущее Царство Божие начнется с тысячелетнего правления Мессии, и лишь потом наступит вечность, но Царство как бы включает в себя и то и другое, Исаия «объединяет» их (либо «видит» переходящими одно в другое); сравните Ис. 65:17-25. Первое и второе пришествия Христа тоже, напомним, «сливаются» в виденьи пророка (9:6-7; 61:1-3). И снимется поношение (очевидно, в значении всякой скорби) с Божиего народа по всей земле, провозглашает Исаия.

Ис. 25:9. Тот день подразумевает здесь день, когда верующий остаток будет спасен. Люди, которые составят его, скажут, т. е. с радостью убедятся – и станут говорить об этом друг другу – что не обманулись в вере своей и в своем уповании на Господа. Но для Исаии этими людьми в первую очередь были те его современники и сограждане, которые в награду за то, что сохранили верность Иегове, будут спасены Им.

Ис. 25:10-12. Моав находился на восток от Израиля, на другой стороне Мертвого моря. Враждебные столкновения между этим народом и обоими еврейскими царствами были весьма часты. На древнем Востоке моавитяне известны были надменностью своей и вероломством, лукавством. Тут, однако, Моав назван в символическом смысле: это образ всех врагов истинного Бога, и, может быть, вселенского зла, «распростирающего руки свои» (стих 11) по земле. В этом качестве Моав и будет «унижен» и «низвергнут» в прах (стих 12) Богом. Степень унижения Моава подчеркивается в стихе 10: он будет попран, как навоз попирается скотом в стойле.