Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3. ГОРЕ НЕПОКОРНЫМ СЫНАМ (глава 30)

Это (глава 30) и следующее пророчество (глава 31) сосредоточены на обличении политического безумия, охватившего в ту пору вассалов все еще могущественной Ассирии: они, включая Иудею (в правление царя Езекии), упорно пытались свергнуть с себя ассирийское иго, делая при этом главную ставку на помощь слабевшего Египта. В Иудее активным проводником такой политики была сильная партия, возглавлявшаяся царедворцем Севной (22:15). Его стараниями Исаия был отстранен от влияния на царя, который совсем перестал слушать его советы.

Охваченный горем и гневом, пророк больше не показывался в общественных местах, но через своих учеников продолжал распространять по городу грозные пророчества. В них, направленных против коалиции ближневосточных царей, перестававших один за другим платить дань Ассирии и искавших союза с Египтом, в сущности, обличалось духовное безумие иудеев: ведь они пренебрегали волей Иеговы (стихи 1-2), которую Он выражал через Своего пророка. Лейтмотивом речей Исаии в этой главе является его горестное «сила (ваша) сидеть спокойно… если бы вы оставались на месте и в покое, вы спаслись бы» (30:7,15). Срамом лишь обернется для вас бесполезный союз с Египтом, предупреждает он.

а. Горе непокорным! (30:1-17)

Ис. 30:1-5. Горе тем, которые, действуя вопреки воле Иеговы, заключают не угодные Ему союзы, умножая грехи свои.

Говоря от имени Господа, Исаия себя называет «устами» Его (стих 2). В стихе 4 – речь о посольстве иудейских «князей» в Египет. Цоан (издревле служивший резиденцией фараонов) и Ханес названы как наиболее значительные города Египта.

Ис. 30:6-7. В стихе 6 описывается это опасное путешествие иудейских посланников на юг: животные в их караване навьючены дарами фараону, и путь каравана лежит через пустыню, населенную хищниками и гадами. По-разному передан в разных переводах стих 7: дело в том, что в еврейском оригинале Египет назван в этом стихе своим символическим именем Раав. обозначавшим некое морское чудище (возможным его прообразом служил гиппопотам или крокодил; сравните Ис. 51:9; Пс. 88:11; Иов. 26:12). Здесь смысл этого образа состоял, очевидно, в том, что медлительное, неповоротливое это – чудище не сдвинется с места по-настоящему, чтобы помочь иудеям, своим союзникам, так что тщетна и напрасна надежда их на помощь.

Ис. 30:8-11. Господь велит Исаии начертать на доске свое пророчество, т. е. держать его как бы перед глазами иудеев, не желавших слушать его – да будет оно вписано в книгу (в свиток), чтобы навсегда остаться свидетельством против «народа мятежного», ведущего себя подобно лживым детям, которые не хотят прислушаться к слову Господню. Ребячливый и капризный, народ этот хотел бы слушать только приятное ему, хотел бы, чтобы истинные пророки – такие, как Исаия, «сошли у него с дороги» и перестали пророчествовать, напоминая ему об Иегове (Святом Израилевом).

Ис. 30:12-17. Поскольку в стихе 12 (в евр. тексте) стоит не обман, а «подавление», то здесь видят намек на возможное применение «князьями» силы против тех, которые не хотели союза с Египтом. Так или иначе, но те, кто действуют насилием и неправдой, пожнут горькие плоды своего беззакония. В стихе 13 – образное сравнение: выйти из-под защиты Иеговы для иудеев так же опасно, как опасно для находящихся близ стены или живущих за нею образование в ней трещины: разрушение, падение будут внезапными. В стихе 14 – образное же описание того, что станет с такой «стеной» (государством).

Может быть, евреи планировали набеги на ближние территории, принадлежавшие ассирийцам (между тем как Господом, через Исаию, им было сказано «оставаться на месте»; стих 15). Вероятно, планируя такие набеги, они рассчитывали и на успешное бегство после совершения их, имея быстроногих коней и колесницы, полученные, скорее всего, из Египта.

Весь тон стиха 16 – ироничен: только и останется вам, говорит пророк, что быстро бежать – ведь и преследующие вас будут быстры. В стихе 17 тон Исаии становится, однако, угрожающим: разгром иудеев будет позорным, предупреждает он, и уцелеет их совсем мало; следует сравнение «остатка» с «вехой» (шестом, может быть, одиноким деревом) на вершине горы, и в том же смысле – со знаменем, одиноко высящемся на холме.

б. Господь помилует вас (30:18-33)

Ис. 30:18-22. Да, Господь жаждет помиловать народ Свой, с которым связан узами завета, да, Он страстно хочет сжалиться над ним, говорит Исаия, но, будучи Богом высшей справедливости (Господь есть Бог правды), «вынужден» медлить с этим, «удерживаться», попуская виновным евреям понести заслуженное ими наказание (стих 18).

Начиная со стихом 19, в пророчестве Исаии звучат ноты надежды и утешения: по смыслу им, по-видимому, предшествует последняя фраза в предыдущем стихе: блаженны все, уповающие на Господа! Народ (подразумеваются раскаявшиеся иудеи) не будет много плакать, продолжает Исаия, но, помилованный Иеговой, Который услышит плач и молитвы его, возвратится на Сион, чтобы жить… в Иерусалиме, где Господь не оставит его а горести и… в нужде (стих 20).

Наученные наказанием, иудеи обретут духовный слух и виденье, и истинным учителям его уже не надо будет скрываться (как скрывался, по-видимому, Исаия в дни произнесения этого пророчества ); стихи 20-21. Тогда они выбросят идолов своих, как нечистоту. Под золотыми и серебряными «окладами» их (стих 22) понимаются тонкие золотые и серебряные пластинки, которыми обкладывались божки, чаще всего вырезавшиеся из дерева.

Ис. 30:23-26. В стихе 23 – картина будущего изобилия милостью Божией. Корм для скота (рубленые злаки, траву) солят, ибо соль необходима ему (стих 24). Весьма вероятно, что описываемое Исаией в этих стихах есть виденье им того, что в полной мере осуществится в Тысячелетнем царстве. И тогда день великого поражения, прозреваемый им, возможно, является днем Армагеддонской битвы, когда упадут башни (символ сил, враждебных Господу). По завершении ее «восторжествует свет» – в буквальном и переносном смыслах. Свет семи дней означает то же, что свет солнца будет светлее всемеро (иносказание полноты света).

Ис. 30:27-33. Исаия вновь возвращается к ситуации своего времени, его пророчество касается ассирийской армии (стих 31), которая подвергнет осаде Иерусалим, но в одну ночь погибнет (37:36). Это произошло в 701 году. «Поражение» посредством внезапно обрушившейся на ассирийский лагерь эпидемии произойдет от… Господа. В стихах 27-28 – иносказательное описание гнева Его в действии. Вот, имя Господа идет – то же, что «Господь идет».

При сравнении русского текста с другими переводами стиха 28 становится ясен смысл фразы, чтобы развеять народы до истощения; подразумевается, «просеять их, как сквозь сито» (очевидно, на предмет отделения всего негодного, всякой «порочной шелухи»). Смысл последней фразы этого стиха в том, видимо, что с помощью «узды», вложенной Богом «в челюсти языческих народов», они будут направлены на иные пути, по их мнению – на «пути заблуждения».

Суд, который совершится над Ассирией, станет праздником для Израиля и Иудеи. Он сравнивается с праздником Пасхи – единственным, который евреи справляли в ночные часы (стих 29). «Тяготеющая мышца» Господня (стих 30) – согласно английским переводам, – рука Его, как бы опускающаяся с неба, чтобы покарать на земле нечестивых. Ассур будет «поражаем» жезлом Господним (стих 31). Начало стиха 32 надо понимать как образ наказаний Божиих, определенных ассирийцам Господом; смысл второй фразы в том, что казни врагов своих евреи будут наблюдать, играя на тимпанах и цитрах.

Тофет (стих 33) – другое название долины Гиином (или долины Енномовой), располагавшейся на юг от Иерусалима; это было место, где совершались человеческие жертвоприношения, которое позднее стало местом погребения, сожжения трупов (4-Цар. 23:10; Иер. 7:31-32; 19:6,11-14) и, может быть, сожжения городских отбросов.

Не вполне ясно, о каком царе говорит тут Исаия. Возможно, «тофетом» он называет погребальный костер в Ниневии, который устроит для себя, своих жен и детей царь ассирийский, когда увидит, что нет ему спасения от врагов. Благодаря брошенной в костер сере огонь вспыхнул бы сразу: с этим действием сравнивается в стихе-иносказании дуновение Господа.