Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

б. Защита у иудеев (16:1-5)

Ис. 16:1-5. Пророк советует моавитянам искать защиту и спасение у иудеев, в Иерусалиме (на горе дочери Сиона), и, чтобы снискать расположение иудейского царя, посылать ему дань (агнцев, которых прежде они посылали царю израильскому; 4-Цар. 3:4). (Исаия, вероятно, предвидел, что в пору «суда» над Моавом, Иерусалим от Ассирии будет защищен.) Трудно объяснить все «частности» стиха 1, но общий смысл его именно таков.

В большем или меньшем удалении от р. Арнон располагались города моавитские. Мужчины из них ушли на войну, а беспомощных женщин пророк уподобляет (стих 2) птице, выброшенной из гнезда… у бродов Арнонских.

Исаия советует, как говорить с царем иудейским тем, которые будут посланы к нему из Моава (стих 3). Осени нас среди полудня (и далее): дай нам отдохнуть под сенью твоею, как путникам, истомленным полуденным зноем, как тем, кто, будучи измучен, дождался ночного отдыха. В стихе 4 как бы обращение моавитского царя к царю иудейскому. Первый выражает надежду, что наступит момент, когда грабителя и притеснителя не станет. И молит до тех пор дать приют «его моавитянам».

Очевидно, в стихе 5 он «говорит» царю иудейскому, что престол его милостию этой лишь утвердится. В уста моавитянина пророк вкладывает слова о «праведном судии» из рода Давидова (под которым, скорее всего, подразумевается Мессия), потому, вероятно, что соседи евреев (те же моавитяне), слышали, конечно, о том, что Израиль ожидает прихода такого «судии».

в. О расплате Моава за гордыню (16:6-12)

Ис. 16:6-12. В стихе 6, по всей видимости, заключен ответ иудейского царя посланникам Моава: он не благоприятен, ибо иудеи не раз имели возможность убедиться в чрезмерной гордости и неискренности моавитян. После отказа иудеев от союза с ними тем не останется ничего иного, как оплакивать друг друга (возрыдает Моав о Моаве). В стихах 7-8 описание продолжающегося разрушения и все большего оскудения богатой земли (Кир-харешет – то же, что Кир-Моав).

Начало второй фразы в стихе 8 имеет и другое прочтение (и соответствующее ему объяснение): «плоды лучших лоз Севамского виноградника (Севам, или Сивма, – город в колене Рувимовом; Чис. 32:3,38) сбивали с ног властителей народов» (столь крепким было вино, приготовленное из него). Виноградные лозы, принадлежавшие моавитянам, «заполняли» всю их территорию до границ с другими странами, «добираясь» на востоке до Аравийской пустыни, а на западе – до Мертвого моря.

Иазер – город, находившийся севернее Сивмы. Он будет плакать о себе и о других городах моавитских, и, хотя Моав издавна был врагом его народа, Исаия тоже будет плакать… плачем Иазера, ибо сердце его переполнено состраданием к врагам, в жилах которых течет родственная евреям кровь. В стихах 9-10 мысль о всеобщей скорби передана в образе прекратившегося веселья и смолкшего пения, которые всегда сопутствуют жатве и сбору винограда. Ибо вытоптаны поля и истреблены виноградники.

Ибо Господь прекратил ликование Моава. Сознавая, что бедствие Моава – от Иеговы, и как это страшно – вызвать гнев Его, Исаия всем сердцем сокрушается (стонет) о моавитянах, которые напрасно будут до изнеможения (утомленна) умолять своих богов на высотах помочь им: подпавшим под суд Иеговы ничто не поможет (стих 12).

г. Заключительное пророчество о гибели Моава (16:13-14)

Ис. 16:13-14. Недоброе пророчество о Моаве… Господь… изрек еще устами Моисея (Чис. 21:28-30); о бедствиях, которые постигнут его, говорил Амос, живший на несколько десятилетий ранее Исаии. Может быть, их слово имел он в виду, говоря, что оно изречено было издавна? Судя по тому, что пророк Иеремия, через сто лет после Исаии, возвестит о карах свыше, которые постигнут Моав (Иер. 48), то, о чем читаем в Ис. 15 – 16:12, не было предсказанием его окончательной гибели, но, вероятно, – тех горчайших испытаний, в процессе которых лишь начнется посрамление гордости Моава, «избалованного» относительно спокойной жизнью (Иер. 48:11).

Как уже говорилось в начале раздела, несмотря на столь конкретное указание, как чрез три года (точность этого срока подтверждается аллегорией «годов наемничьих» – имеется в виду, что ни хозяин не допустит ухода своего работника до истечения действия договора, ни тот не останется у него ни на день больше), установить, когда именно было произнесено или написано это пророчество и в каких событиях оно осуществилось, – нелегко. Во всяком случае в ассирийских клинописях, относящихся ко времени царя Сеинахирима (Исаия жил в одно с ним время), среди восточных царей, Сенна-хиримом побежденных, упоминается и царь Моава.